Подготовка к школе. Аргументы "за" и "против"

Sep 07, 2020 23:18

Многие родители в последние год перед школой записывают детей на Подготовку к школе, причём зачастую это занятия за партами, 2 раза в неделю по 2 часа - с прописями, примерами типа 2 + 2 или 3 + 1.
Иногда подготовишка бывает даже для пятилеток - на два года, обязательная и без прогулов.
Иногда подготовишка бывает даже не 2, а 3 дня в неделю.
(навеяно постом Тани Хрущевой my_mice)
Родители, очевидно, хотят как лучше.
В качестве аргументов за такую подготовку к школе я слышала такие тезисы.
-Пусть ребёнок привыкает сидеть за партой и слушать учителя
-Пусть знает, что учиться сложно
-Пусть заранее познакомится со школьным зданием, школьными порядками
-Так у ребёнка будет больше шансов попасть к нужному учителю
-Пусть его там учат писать прописи, дома мы с ним воюем, но ничего не получается.
Давайте разбираться с этими аргументами, поскольку мне все они кажутся не очень убедительными. С дошкольниками можно проводить много интересных и осмысленных занятий, не усаживая их за парты, зависит от преподавателя и от его желания.
Понятно, что все школы разные, и курсы по подготовке к школе тоже разные.
(Я лично знаю и школьных учителей, и логопедов, которые проводят очень осмысленную беговую подготовку к школе. Да, часть времени дети сидят, пишут или рисуют, но значительную часть времени - двигаются и играют. Вот у нас в клубе "Солнышково" логопед Лиля Луконькова ведёт отличную игровую подготовку)
Но чаще всего, увы, дети приходят и отсиживают за партами 2-3 "урока" по 30-40 минут, и всё это время пишут что-то типа прописей или столбиков с примерами, штрихуют, обводят и раскрашивают. Назовём такую подготовку к школе "классической" - в противоположность игровому подходу.

-Пусть ребёнок привыкает сидеть за партой и слушать учителя
Спокойные и послушные дети могут в 5-6 лет высидеть один урок за партами. Обычно без особого энтузиазма, но могут.
Полезно ли это для дошкольника?
Сложный вопрос.
Ребёнок привыкает, что школа - это скучно, надо много писать и долго сидеть, и нет возможности побегать и поиграть. Есть сплошное "надо".
А если ребёнок живой, шебутной, активный, то ему на таких занятиях невыносимо: ему физиологически по возрасту положено много двигаться, и он не видит смысла в долгом сидении на стульчике.
"ну надо ведь приучать к правилам!"
Да, правила и границы - это отлично, мы тоже всячески используем на занятиях подвижные игры с правилами.
В целом дети могут и на других занятиях, более осмысленных, чем сидение за партами, научиться выполнять правила.
Например, такая простая игра, как "вышибалы" с мячом - надо бегать по полю, не убегая за его границы, надо следить, у кого мячик, уворачиваться. И надо честно выходить из центра, если в тебя попали.
Вам кажется, что это простые и понятные правила?
Возьмите группу детей 5 - 6 лет, которые не часто играют в подвижные игры с правилами, и попробуйте поиграть с ними в вышибалы.
Вы можете удивиться тому, как много будет обиженных.

image Click to view


Или игра "тише едешь, дальше будешь"

image Click to view


Можно ещё поиграть в "лисий хвост"
Лиса по лесу гуляла, лиса хвост потеряла!
О, как сложно не кричать, когда нашёл, и не подсказывать другим!

-Пусть знает, что учиться сложно
Сомнительный аргумент.
Насколько я знаю, многие взрослые - если им надо пойти учиться чему-то новому - выбирают те места, где учат активно, с уважением ко всем участникам процесса. На семинарах для учителей, например, очень хорошо видно, что от лекционных кусков все быстро начинают засыпать, зато игры чаще всего называют в конце семинара как то, что понравилось больше всего.
На мой вкус, с любой группой у преподавателя самая сложная задача - угадать уровень группы, и дать задания посильные, интересные, но не слишком простые и не слишком сложные.
Если на приготовишке учить целый урок, мол, дети, мы изучаем букву "А" и цифру "1", то многим детям будет скучно.

-Пусть заранее познакомится со школьным зданием, школьными порядками
Школьное здание - не слишком сложная штука, и если вы бываете с ребёнком в поездках, в кафе, в отеле - и он там может не потеряться, это уже хорошо. Запомнить, где столовая и туалет, переодеться в подходящую по погоде одежду - этому можно научиться и не в школе!

-Так у ребёнка будет больше шансов попасть к нужному учителю
Этот аргумент был бы мне понятен, но - увы - во многих школах подготовишку ведут одни учителя, а первый класс - другие. И нет внятного механизма - как сделать, чтобы ваш ребёнок попал именно к этому учителю.

-Пусть его там учат писать прописи, дома мы с ним воюем, но ничего не получается.
В прописи тоже можно играть, но уж воевать на эту тему точно не стоит.
А главное, красивые буковки получаются не у тех, кто раньше этим начал заниматься, а у того, у кого хорошая координация, хороший глазомер, и связь "глаз-рука", хорошо развитое пространственное мышление и то, что называется моторное планирование. (рассказать, что это такое, и почему важно - или все знают?)



навыки и моторику можно развивать, например, в заданиях типа "собери башенку из конструктора и нарисуй схему".
В 5-6 лет далеко не все дети с этим могут справиться!



Можно не писать по клеточкам паттерны и последовательности, а выкладывать их из счётных палочек на полу



Можно играть в магазин и понарошку покупать что-то - за нумикон или счётные палочки...

А какие ещё бывают аргументы "за" обычную классическую подготовку к школе?

мышематика, дошколка, фото, видео, школа

Previous post Next post
Up