Мои дети много рисовали, лепили, играли в глину, но всё равно в первом классе прописи им давались нелегко, особенно старшему.
В итоге мы изобретали самые разные варианты игр с прописями, которые были не похожи на школьные, и при этом помогали детям научиться писать узнаваемые буковки.
Я собираюсь сделать на ю-тубе серию роликов, а в ЖЖ - серию статей про игры с буквами и прописями.
Начнём с того, что все дети разные, и сложности при освоении письма тоже разные. В зависимости от ситуации, надо выбирать подходящие игры и методы решения.
Какие сложности встречаются чаще всего?
Слабая рука, слабая мелкая моторика, ребёнок быстро устаёт держать карандаш и давить на него.
В такой ситуации важно предлагать посильные письменные задания - и подбирать удобные письменные материалы.
У нас в группе часто бывают дети со слабой моторикой, которым сложно держать карандаш.
Мы специально для них держим толстые трёхгранные карандаши 4В или как минимум 2В.
Можно писать мягкими фломастерами, кисточками.
Писать мелом на асфальте, писать соком ягод на больших листах, играть с манкой или пеной...
Детям, у которых рука быстро устаёт от письма, важно постепенно добавлять нагрузку. Чем больше они устали, тем хуже держат карандаш. С другой стороны, если ребёнок не любит и не умеет писать в 4-5 лет, и не может написать своё имя, то иногда родители считают, что надо просто подождать - и само станет лучше. А потом - бах - и первый класс, и сразу надо много писать от руки. Это не самый приятный для всех сценарий, прямо скажем.
Начинаем с того, что просим подписывать имя на картинках, потом - имя и название, потом зовём писать список покупок и тд... Играем с буквами, постепенно добавляя разные варианты.
Если мы видим, что у ребёнка не получается провести ровную линию, не выходит нарисовать или аккуратно закрасить, не получаются кружочки, линия дрожит - надо начинать с очень крупных образцов. Не пытаться написать мелкие буковки, втискивая их на узкие линеечки, а взять огромный лист и писать букву на нём. В таком случае мы закрепляем моторный образ буквы, но при этом не упираемся в проблемы с мелкой моторикой.
Можно писать гигантские буквы палкой на песке, губкой на стене в ванной, мелом на асфальте.
Что, как показывает мой опыт, не очень помогает - штриховки и игра с мелким Лего.
Родители часто удивляются, мол, как же может быть плохая моторика, он же часами в Лего играет. Увы. Для Лего нужны совершенно другие движения, не такие, как для письма. И умение соединять кубики и кирпичики никак не помогает плавным координированным движениям, которые нужны для прописных букв.
Ребёнок путает образ букв, отвлекается, начинает писать одну букву, а потом продолжает привычный росчерк - и получается не та буква.
Бывает, что у ребёнка образ буквы сформирован не очень точно, и он не понимает, какой ширины, высоты надо написать букву, чтобы вышло красиво.
В таком случае полезно одну и ту же букву рисовать мелом, выкладывать из счётных палочек, из горсти рисинок или фасолин, из пластилиновых колбасок.
Важно использовать разные материалы, чтобы можно было легко изменить пропорции буквы, и посмотреть, стало ли лучше.
Можно рисовать линию, на которой мы рисуем буквы, не прямую, а изогнутую, чтобы "буквы шли по горам", и тогда не страшно, что одна буква наклонилась вправо, другая согнулась - так даже смешнее.
Вообще, чем больше игры и смеха будет в ваших занятиях, тем лучше!
Ребёнок может написать крупные буквы, но ему сложно писать маленькие буквы, он не помещается на строчки.
Если путается образ буквы, то можно брать "Азбуку" Дарьи Герасимовой, там в её "Азбуке с превращениями" у каждой буквы свой образ, и к нему - стишок.
"А - весёлый акробат", и серия картинок, на которой Акробат превращается в букву "А".
Можно писать букву и придумывать, на что она похожа, и дорисовывать её.
У нас в разделе для свободного скачивания на сайте можно скачать прописи с широкими линейками.
https://mousemath.ru/our-projects/free-downloadsВ идеале - сделать первоклашкам, которым сложно писать маленькие буковки, тетрадку из таких широких линеек.
Можно подарить учителю, который будет вести занятия у первоклашек, стопку бумаги с крупными линейками.
Что детям нравится писать?
По моим наблюдениям, дети охотнее всего пишут своё имя.
Вот тут они готовы экспериментировать,
писать буквы разного размера,
украшать буковки завитушками,
осваивать письменные буквы (не все буквы, а только своего имени),
писать буквы широкие или узкие, высокие или низкие.
Click to view
Играем в прописи - рисуем буквы разного размера, в разном количестве
Бросаем кубик, и сколько выпало, столько раз рисуем выбранную букву.
Можно этим же упражнением пользоваться и тогда, когда ребёнка пугает большой объём работы.
А ещё этот вариант хорош, если мы хотим научить ребёнка писать одну и ту же букву разными шрифтами.
Если интересно, потом напишу больше и подробнее