Мы провели в субботу 2 открытых семинара в Зуме про игры в математику.
У Зума есть ограничение по числу участников 100 человек, и там было ровно 100 человек, из самых разных стран, из разных городов, а всем остальным мы обещали сделать запись.
Мы говорили о том, что математика - это не искусство телепатии. Математику можно понять, её не надо пытаться выучить наизусть.
Иногда учителя говорят: "Вы должны выучить таблицу сложения как стишок, чтоб от зубов отскакивало, чтоб ночью разбуди - ответил!" Мне кажется, что этот подход со многими детьми не работает. Мне часто встречались дети, выучившие "три плюс три равно шесть", которые не могли придумать, как показать 6 пальцев разными способами, показывали 5 + 1, и совершенно не видели других вариантов.
Когда ребёнок может по порядку произнести все числа от 1 до 20 или даже от 1 до 100, то это скорее скороговорка, чем понимание сути количества.
Мы приводили примеры задач, у которых несколько правильных ответов.
Например, мы можем сделать самых разных ёжиков с 4 цветными иголочками.
Можем сделать ёжика, у которого 4 иголки разного цвета, 1 + 1 + 1 + 1
Можем - 2 красных, 1 синяя, 1 зелёная, 2 + 1 + 1
Можем - 2 красных и 2 синих 2 + 2
Или 3 + 1. Всё это - правильные решения нашей задачи.
Мы можем набирать сумму не обязательно из двух слагаемых!
Задания про счётные палочки и масштаб
Мы можем использовать самые разные счётные материалы, например, нумикон (
конструктор "Алиса")
И можем с ним придумывать и арифметические задачи, и геометрические.
Например, можно собирать разными способами прямоугольники из 3-4 деталей нумикона.
А потом можно записывать и зарисовывать схемы - и писать в виде примера свои прямоугольники.
А можно строить города, с небоскрёбами из кубиков:
если дали деталь нумикона из 7 дырочек, то надо построить небоскрёб из 7 кубиков. А если дали две детали нумикона, у которых в сумме 13 дырочек, то строим небоскрёб из 13 этажей.
Мы такие игры называем "перевод с языка на язык", из количества дырочек - в количество кубиков-этажей.
А можно играть в магазин
Каждую монетку-крышечку меняем на нужное число счётных палочек - и потом этими палочками понарошку расплачиваемся в нашем магазине.
самолётики стоят 8 монет, паровозы - 7, корабли - 6.
Другой хит сезона - игра в кафе.
Пишем меню, а потом дети сами выбирают, что они хотят купить.
Кто-то успевает написать 1 заказ, кто-то - много.
Выписывают свой заказ, считают сумму.
Если кому-то сложно, он считает сумму на палочках
Голодный крокодил открывает рот туда, где больше еды
А с шестилетками можно развить эту идею, и рисовать стрелочки от большого числа к маленьким "Я больше тебя!"
Рассказывали про любимые
кубики Никитина "Сложи узор"
А потом можно свои узоры раскрашивать
Человечки из счётных палочек: сложи такого же, нарисуй, а потом сам встань в такую позу!
человечки
Игры с конструкторами, задания на понимание схем - это тоже математика!
Счётные осенние листики с точками
Мы рассказывали про самые разные варианты игр с игральными кубиками -
про монстров,
про прямоугольники,
про двузначные...
Мы часто используем
кубики и счётные ценники
это мы пиццы по схеме собирали
геодоски - отличная вещь для самостоятельного творчества и для понимания схем
Мышкины домики - логическая игра типа "угадай кто"
Сейчас начали готовить книжку про варианты игр с игральными кубиками.
Click to view
Видео-запись семинара тут.
Ещё мы в прошлый понедельник провели большой семинар про арифметические игры, и можно купить запись.
А в следующий понедельник будет
семинар про логические игры для дошкольников.