Современные дети не всегда понимают концепцию денег.
Они видят, как взрослые приходят в магазин, набирают в тележку то, что им нужно, потом проводят карточку, касса говорит "пип", выползает чек - и можно забирать покупки.
Идея обмена денег на товар многим детям 5-6 лет сейчас совершенно не очевидна.
Мы на занятиях мышематикой регулярно играем в работу и магазин, и часто сталкиваемся именно с этой ситуацией.
Дети пяти лет зачастую не готовы осознать, что монеты бывают разные, с разным номиналом, и купить на них можно разное.
Цифры знают, а идею того, что разные денежки стоят по-разному - не схватывают.
Мы с пятилетками играли в мозаику - складывали картинки по образцу.
Потом каждый получал свою карточку с заданием и должен был из этих деталей мозаики собрать 4 разные узора, и точно такие же узоры сделать из наклеек.
Это была работа.
Вот такие разные наборы - и разные картинки получались
пятилетки делали из наклеек
а шестилетки рисовали то, что собрали,
соблюдая масштаб.
Некоторым было прямо сложно-сложно увидеть, как нарисовать шестиугольник по линиям сетки...
а некоторые рисуют одну картинку за другой
А потом мы им выдали монетки-крышечки.
У нас дома накопилось много крышечек от кефира, молока и ряженки.
Мы часть сдали в "добрые крышечки", а часть отложили для занятий.
Написали на них цифры, чтобы разные монеты были разного цвета.
зелёные - 2, красные - 3, оранжевые - 4.
продаём в магазине счётный материал транспорт - машинки, кораблики, самолёты
Прицениваются
ценник у другой группы выглядел вот так
И мы обнаружили, что некоторые дети, хотя и видят цифры на монетках, не понимают, что на "четвёрку" можно купить больше, чем на "единичку"!
пришлось менять монеты на счётные палочки - так сразу стало намного понятнее!
идея сдачи многим детям в 6 лет тоже не понятна.
У них в голове картинка простая:
"я беру то, что мне нравится, даю продавцу денежку, он мне даёт товар - и другую денежку, которая называется "сдача"
А в какой момент сдачу дают - многие не понимают.
Купить, когда денег слишком много - тоже многим сложно.
Держит 15 монет, правильно их сосчитал, но говорит: "Тут нет ничего за 15, только за 12 и за 16, значит, я ничего не могу купить!"
А одна девочка упорно пыталась, протягивая две монеты-четвёрки, получить и игрушку, и сдачу.
Видимо, ей казалось, что сдачу должны давать в любом раскладе, и это не зависит от того, какие цифры на монетах и на ценнике.
-Сколько стоит машинка?
-8.
-Сколько у тебя монет?
-4 и 4.
-А вместе сколько?
-4 и 4 вместе 8.
-Значит, ты можешь купить эту машинку, давай монеты.
-Я хочу синюю машинку.
-Бери.
-А сдача?!
И так по кругу, раз пять!
Объясняли-объясняли - так и не поняла...
А в конце мы им выдали человечков и счётных палочек, просто так, поиграть.
они там строили дома, дороги, города
поселяли человечков и животных - и играли
ходили в гости
катались на машинках
договаривались
Потом сами убрали человечков в банку, мозаику в коробку, счётные палочки в корзинку, взяли домашку и разошлись по домам.
Отличный урок вышел, надо бы повторить через пару месяцев