Игра в "ШЛЯПУ"

Jun 29, 2019 23:23

В моём детстве были разные варианты игры в шарады и в ассоциации, а потом в школе мы часто объясняли пантомимой строчки из песен (почему-то эта игра у нас называется "крокодил").
Потом нам подарили игру "Элиас" или "Скажи иначе", и мы пару лет играли в неё постоянно. Это был хит, мы играли постоянно в лагере в Тарусе и на наших выездах на горных лыжах, и в поход даже таскали.
А потом нас научили играть в "шляпу" - и мы пропали.
С тех пор это самая наша любимая словесная игра.
В разных компаниях в неё играют по-разному.
У нас играют постоянными парами, три тура.

Набираем компанию 6-8-10 человек (больше сложно, долго ждать и плоховато слышно, хотя бывает, что и толпа в 20 человек играет)
Каждый пишет на бумажках слова.
Пишем большими печатными буквами, существительные, на каждой бумажке - одно слово, бумажки не сворачиваем никак.
Скажем, каждый пишет по 4 слова (или по 3, если народу много), и все написанные слова складываем в шляпу.
Разбиваемся на пары (по жеребьёвке или по желанию), и садимся в круг, пары - напротив друг друга.

Первый тур.
Первый человек из первой пары вытаскивает из шляпы одну бумажку, читает её молча, потом словами, без однокоренных слов, объясняет значение этого слова своему партнёру, а остальные слушают, запоминают, но молчат и не подсказывают.
Взрослым мы обычно даём на объяснение 20 секунд, детям - 30 секунд.
Если успел за 20 секунд объяснить первое слово и партнёр назвал его, то эту бумажку откладываем, и он вынимает следующую. Если слова простые, а игроки опытные, то за 20 секунд они иногда успевают объяснить по 3-4 слова и даже больше!
Однокоренные слова называть при объяснении нельзя, то есть слово "водопад" нельзя объяснять ни со словом "вода", ни со словом "падает", но можно сказать "горный ручей течёт, а потом со скалы прыгает, и там получается высокий красивый..."
А слово "мышеловка" можно объяснить как "бесплатный сыр в ..." или "крыс и других грызунов прихлопывает", но нельзя сказать "ловит крыс".
Если начал объяснять, но не хватило времени - убираем бумажку обратно в шляпу. Если ошибся, назвал однокоренное, то тоже убираем бумажку обратно в шляпу.
Если попалось сложное слово, и не знаешь, как его объяснить, то одну бумажку разрешаем отложить, и объяснять следующее.
Все остальные, даже если они уже догадались, всё равно молчат, не подсказывают и не называют слова вслух, даже если они уже поняли объяснение.

Шляпа идёт по кругу до тех пор, пока в ней не закончатся бумажки.


(фото с прошлогодней шляпы)

Когда все слова объяснили, подсчитывают, сколько очков у каждой пары.
Потом все те же бумажки снова перемешивают и снова кладут в шляпу.
Надо в первом туре запоминать, какие слова там были!
(В некоторых компаниях строго запрещают в первом туре использовать жесты. Мы не запрещаем)




Второй тур.
Слова те же самые, пары те же самые, но теперь можно объяснять одним словом - и сколько угодно жестов.
Скажем, вытаскиваю бумажку, и говорю "бесплатный" и жестами изображаю грызуна, в надежде, что партнёр вспомнит слово "мышеловка".
Но нельзя использовать предлоги, скажем "с горы" - нельзя сказать, или "на ветке".

Третий тур - только жестами, но слова всё те же, нам уже знакомые.
Многим людям удобнее жестами объяснять стоя, а не сидя.



И многие бывают при этом очень выразительны!



Когда мы играем со взрослыми, то каждый сам пишет свои слова.
Если мы играем с детьми 6-8 лет, то я прошу детей придумывать слова и диктовать их взрослому, а тот их пишет - большими печатными буквами. Жалко тратить время на попытки разобрать слово, написанное мелко или с ошибками.



Слова бывают разные.
Сегодня мне, например, дошкольница продиктовала слово "гравий", потом, правда, ей самой было сложно его объяснить...

Мы сегодня играли 4 командами, подростки отдельно,
дети 10-12 лет - отдельно двумя группами,
а с самыми младшими мы играли так:
дети нам продиктовали свои слова, а потом мы тем, кто плохо читает, шептали слово на ушко. А дети придумывали объяснение.
Скажем, взрослому очевидно, что при объяснении надо называть важные признаки, а дети могут сказать "маленький зверёк", объясняя слово "ёж" (Если сказать "он с иголками", то будет проще отгадать, но это для шестилеток сложно)
Второй тур мы им не стали делать, но дети на удивление неплохо изображали жестами утку, жирафа, ёжика, кота, дерево...

А какие у вас любимые словесные игры?
Играют ли у вас в шляпу?

фото, шляпа, лагерь, словесные игры

Previous post Next post
Up