Когда-то давно читала статью психолога, Венгера про то, как он ходил на консультацию в семью с шестилетним мальчиком, кажется, это было в книжке "Домашняя школа мышления", но могу ошибаться.
-А в чём запрос у родителей? Мальчик в свои 6 лет до сих пор не умеет решать дифференциальные уравнения?
-Да нет, с уравнениями всё в порядке, но вот шнурки завязывать и штаны надевать пока не научился, и не видит в этом смысла...
Мой собственный сын, кстати, тоже со шнурками и бантиками воевал чрезвычайно долго, лет до 10 они у него постоянно развязывались, и даже простые узелки были для него совершенно непреодолимой проблемой. Стоит ли говорить, что и буковки у него тоже до 12 лет, что ли, были совершенно нечитабельными, похожими на скрюченных расползающихся тараканов разного размера. Потом понемногу и буковки стали читабельными, и бантики перестали развязываться...
Иногда родители изо всех сил натаскивают ребёнка на какие-то конкретные навыки, скажем, чтение, счёт и узоры по клеточкам, но при этом упускают из вида все прочие виды деятельности.
Вот, скажем, натянуть квадратик из резиночек на геодоске некоторым детям очень-очень сложно.
А уж как сложно натянуть один квадратик внутри другого!
Или придумать свою картинку
Такие разные домики
У кого-то получается сделать картинку, потом её дополнить и украсить,
а кому-то нужна подробная инструкция,
без этого он не может.
У нас в группе есть ребёнок, который отлично считает и читает, но при этом не способен надеть носки и даже застегнуть куртку.
Этот малыш прекрасно умеет рисовать продолжение хитрых узоров по клеточкам, поскольку с такими заданиями он много раз встречался.
Но слепить снеговика или даже скатать снежок и попасть им в дерево он не способен.
Родители уверены, что их ребёнок готов к школе, ведь он же считать и читать умеет, и он ходит на 2 разных занятия каждый день: шахматы, математика, английский язык...
А мы видим, что ребёнок не умеет сложить пополам листок бумаги, не говоря уж о том, чтобы вырезать по линии квадратик...
Любые геометрические задания вызывают у человека большие сложности: он пока не понимает идею масштаба, не способен нарисовать по клеточкам фигурку, сложенную из мозаики...
Как донести до родителей мысль, что умение читать и считать - это ещё не готовность к школе?
Я уж не говорю о том, что этот ребёнок почти наверняка ещё не умеет сам не только одеваться, но и справляться с туалетом...
Как убедить, что помимо сидячих занятий за партой ребёнку в 5.5 лет нужно гулять, бегать по горкам, лепить снеговиков, вырезать снежинки, играть в верёвочку, и делать что-то как сам захотел, не только так, как велел преподаватель...
Вот вы как решали, готов ли ребёнок к школе, пора ли его отдавать?
На какие навыки и умения вы ориентировались в первую очередь?