В разных странах обучение родному языку проходит по-разному.
Исторически так сложилось, что в России учат сперва каллиграфии, потом грамоте.
Это идёт с тех времён, когда дети начинали учиться в 8-9 лет, и к этому времени уже очень многое умели делать руками: завязывали узлы, шили, вышивали, строгали палочки и тп.
Когда дети начали в России учиться в школе с 6 лет, никто не подумал о том, что программу обучения грамоте тоже хорошо бы перестроить.
В итоге многие дети в первом классе очень страдают, выписывая в прописях крошечные кривые палочки и крючочки.
Зачем нужно учить детей каллиграфии?
Для того, чтобы выработать у детей 6 лет красивый почерк? Вы сами в это верите?
Приучить первоклашек к тому, что учиться скучно и тяжело, и "есть такое слово "НАДО"?
Сформировать для детей образ каждой буквы?
Научить записывать свои мысли удобно и читабельно?
В зависимости от того, какие у вас ответы на эти вопросы, вы будете учить детей прописям по-разному.
Если главная ваша цель - показать, кто тут главный, и научить ребёнка делать то, что неинтересно, не задавая лишних вопросов, то можете дальше не читать.
Если же вы действительно хотите помочь ребёнку научиться записывать свои мысли, то стоит разделить каллиграфию - и письмо осмысленное.
Давайте подумаем, как помочь ребёнку справиться с прописями,
придумаем несколько вариантов,
и после этого выберем то, что подходит именно вашему ребёнку.
Можно рисовать буквы из прописей, вписывая их в клетки разного размера, разного наклона.
В любом случае, мы начинаем писать букву из одной и той же точки, и последовательность движений будет такая же.
Можно рисовать спирали разной формы, треугольные, квадратные - это тоже развивает координацию глаз-рука
Буквы и цифры можно вписывать в клеточки плитки
Можно рисовать матрёшку из букв: А, внутри неё А поменьше и тд
Буквы можно рисовать на противне, политом пеной для бритья.
Чем больше буква, которую мы рисуем, тем удобнее.
Одна большая буква на лист А3 или на противень - это то, что надо!
Можно писать не одним пальцем, а тремя сразу.
Можно читать смешные фразы, часть из которых написаны печатными буквами, а часть - письменными
И потом придумывать свои смешные фразы, начинающиеся на одну букву
Вместо крошечных узких линеечек в тетради можно сделать косые линейки в три-четыре раза крупнее, и рисовать не ручкой, а фломастером паровозы из разноцветных букв
П- из многих линий
А это П - рельсы для паровозов
Да, это две буквы на страницу!
И лучше 2 красивые большие буквы, чем 15 кривых и мелких!
Когда закрепляется неправильный образ буквы, это не способствует красивому почерку!
Можно рисовать буквы - и потом их украшать
Многим детям намного интереснее рисовать слова, а не отдельные буквы!
И потом слово украшать картинкой.
Можно рисовать огромные буквы мелками на асфальте, и потом по ним бегать, ползать, катать машинку.
А можно рисовать буквы палочкой на песке или мокрой тряпочкой на доске.
Можно рисовать большую букву в воздухе - и угадывать, что за буква получилась.
Многим детям нравится украшать нарисованные буквы,
вписывать буквы и слова в картинку.
А ещё можно натягивать слова - резиночками на геодосках
Дети разные, и для всех - свои способы сделать процесс обучения письму более лёгким, так что одного универсального способа нет и быть не может.
Кто-то любит писать по пене для бритья, а кто-то нет.
Одним нравится украшать свои буквы, другим - нет.
Но для нас как для родителей главное - сделать процесс понятным и посильным: увеличить размер клеточек и строчек,
предложить писать осмысленные слова вместо отдельных крючков и букв,
придумать разные игры с письменными буквами, чтобы обеспечить практику.
Ну и напоследок подумайте о том, много ли вы сами пишете письменными буквами,
часто ли вы это делаете,
и красивый ли у вас почерк?
Стоит ли воевать с детьми в первом классе, если им писать от руки понадобится не так много, как вам?