Многие дети нынче ходят на модную "ментальную арифметику", а родители то и дело приходят ко мне спросить, что я думаю об этой системе.
Думаю я так: если преподаватель хороший, то он любую систему сделает разумной, добавит игр из разных источников, и дети к нему на занятия будут бежать охотно.
Что же касается самой системы ментальной арифметики, то я не вижу в ней большого смысла.
Счёт на специальных счётах - абакусе - это просто навык, он сам по себе не полезен и не вреден.
Никакого особенного развития межполушарных связей, как обещают в рекламе, при этом не происходит.
Просто много-много тренировок, заучивания и практики.
"Если ты хороший родитель, ты не пожалеешь денег на обучение ребёнка! А если ты хочешь, чтобы твои дети добились успеха, то ты будешь с ним дома заниматься счётом на абаке!" - хороший работающий рекламный ход.
Есть дети, которым эта система подходит, и они с удовольствием считают на счётах, а потом и в уме.
А есть дети, которым это не так наглядно, или они просто не любят что-то делать на скорость - им эта система, скорее всего не подойдёт.
У части детей этот способ быстрого счёта в итоге закрепляется, но не у всех. Многие считают хорошо, пока ходят на курсы, и быстро забывают всё, когда перестают практиковаться.
Для меня важнее то, происходит ли перенос, понимают ли дети, что они считают, и могут ли применять этот навык в жизни. Скажем, я встречала кучу детей, которые могут решить записанный пример 6 + 4, но не могут найти, какие карточки вместе дают 10 зверей, если перед ними разложены карточки от 1 до 9. Некоторые дети понимают, что по сути это та же задача, но не все.
Мы на занятиях мышематики используем кучу разных счётных материалов, как раз для того, чтобы сформировать понимание. До определенного момента дети каждый раз пересчитывают заново, и 5 яблок для них не равно 5 машинкам. А потом начинают понимать, что и там и сям - 5.
Просто выучить наизусть состав числа - не помогает!
Детям важно все новые знания пропустить через тело, попробовать так и эдак, прочувствовать эту универсальность количества.
Можно бросить игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз топнуть.
Или хлопнуть в ладоши.
Можно разложить детали нумикона (это такой счётный материал с дырочками) по кругу вокруг тарелочек с числами.
А потом можно предложить детям принести 2 разных или даже 3 разных детали - и посчитать все дырочки вместе.
Шестилетки могут ещё нарисовать по клеточкам ту фигурку, которую они сложили.
Кидаем игральный кубик.
Сколько выпало в первый раз - столько рисуем голов.
Бросаем кубик ещё раз - и узнаём, сколько рисовать рук.
А потом бросаем - и узнаём, сколько ног нарисовать.
Монстры у всех получаются разные
и у всех неизменно симпатичные!
Если я знаю, что у меня в группе есть любитель поездов и вагончиков, то игра будет другая: сколько выпало на кубике, столько вагончиков одного цвета надо приклеить.
А потом бросить кубик второй раз, и узнать, сколько вагончиков другого цвета приклеить.
Можно поиграть с шестилетками в кафе: каждый выбирает, что он хочет заказать из еды и питья - и считает сумму своего заказа
А потом взять счётные кубики - и посчитать
Иногда без счётных кубиков посчитать нелегко
пятилетки носят карточки от игры "турбосчёт" по домикам-тарелкам,
а старшим мы этими же карточками обозначаем цену при игре в магазин
-дайте мне вон тот синий самолёт, пожалуйста!
Можно предложить наклеить столько листиков на дерево, сколько выпало на игральном кубике.
А можно рассыпать бумажные листочки с точками на одной стороне, и с числами на обороте,
и попросить принести 2 листочка разной формы и разного цвета.
Вы думаете, это просто?
Как бы не так!
И никакая арифметика не помогает, если ребёнок не умеет сам удержать в голове инструкцию про разный цвет и разную форму листиков.
А помимо арифметических игр есть ещё куча разных геометрических заданий - с мозаикой
В симметрию, например, можно поиграть
Можно рисовать свои схемы к кубикам СЛОЖИ УЗОР
и к палочкам тоже можно рисовать схемы, соблюдая масштаб...
Можно складывать буквы и картинки из счётных палочек (а потом попросить детей спрятать 1 или 2 палочки за спину - и попросить взрослых угадать, кто сколько палочек спрятал)
Этот фокус детей поражает и восхищает - ну как, как взрослые отгадывают, сколько палочек он убрал?!
Можно провести серию экспериментов с лентой Мёбиуса - и это тоже математика,
нельзя же сводить математику только к арифметике!
Мы любим показывать детям, что математика - это красиво,
и что математика - это не только про счёт и про цифры.
У нас, кстати, скоро будет 2 семинара про занятия математикой с детьми,
один
для родителей,
другой - для педагогов.
20-21 октября в нашем клубе "Солнышково".