Взрослые очень хотят сделать как лучше, успеть и то, и это. Иногда им кажется, что их ребёнок ничего не делает полезного, только играет. А родители хотят и математикой успеть с ним позаниматься, и развитием речи.
У меня в Сиэтле было два подряд семинара для родителей, первый - про то, как играть в математику, второй - про развитие речи и про то, во что и как играть с детьми-билингвами.
Все родители дружно жаловались, что хотя дома они в семье говорят по-русски, язык у детей стремительно "уходит", становится слабее, особенно - когда дети идут в детский сад и школу.
Что делать? Какие взять учебники?
Очевидно, учебники из российской школы не годятся совершенно. (На мой вкус, так они и для российских детей не годятся). Можно взять учебник СОРОКА - русский как иностранный.
Но ведь для детей, у которых родители говорят по-русски, он не совсем иностранный, так? Хотя и не совсем родной, скорее двоюродный...
И что же делать, вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
На семинаре про развитие речи у детей-билингв мы с родителями играли так. Каждый из родителей выбрал 2-3 персонажей из книг и фильмов, которые симпатичные его детям. У кого-то это будет Эмиль из Лённеберги и свинка Пеппа, у кого-то Минни Маус и Молния МакКуин, у кого-то Коала и Панда… Потом мы разбились на группы по 3-4 человека и начали придумывать сюжет, который бы мог объединить всех этих персонажей.
У нас в группе были Анна и Эльза, Гарри Поттер, Лотта с Горластой улицы, бобёр Кастор и Муми-тролли. Муми-тролль пришёл в гости к Гарри Поттеру, Эльзе и Лотте, и спросил, не помогут ли они построить ему дом. Эльза предложила позвать бобра Кастора. Тот охотно согласился строить дом на всех, но предупредил, что он обычно строит дома под землёй. Муми-тролль забеспокоился и попросил Гарри Поттера помочь сделать и наземный этаж тоже. Эльза предложила обнести дом ледяным забором. Муми-тролль сперва порадовался, но потом сказал, что нужно оставить проход для его друга Снус-Мумрика, который любит гулять по лесам, жить в палатке, но иногда заходит к нему в гости.
Сюжет тёк и развивался, совершенно порой неожиданно.
И когда я минут через 5-7 сказала: «Стоп. Теперь давайте обсудим, что у вас получилось сделать в ваших группах», взрослые посмотрели на меня с обидой и возмущением. «Зачем ты нас остановила?! Мы так классно играли!»
И в этой игре, что характерно, было куча слов, которые обычно в бытовом общении не встречается. И всем участникам было интересно, ведь никто не мог бы заранее угадать, как повернётся сюжет.
Взрослые сидели и переглядывались между собой несколько ошарашено. Я только что дала им мощнейший инструмент для общения с собственными детьми, при этом я даже не давала им игрушек, мы играли только словами! И всё равно это было очень увлекательно!
А ещё они вдруг на себе почувствовали, как оно бывает, когда тебя прерывают посреди игры.
-Ну мамочка, ну ещё пять минуточек, ну пожалуйста!
А каких персонажей для подобных игр выбрали бы ваши дети?
Можете ли вы придумать сходу сюжет, который смог бы объединить этих персонажей?