Когда ребёнок начинает ходить, он с трудом удерживает равновесие, качается из стороны в сторону, и часто плюхается на попу. Но когда мы видим его первые шаги, мы радуемся, подбадриваем и хвалим, и у нас не возникает сомнений в том, что рано или поздно он научится бодро ходить, бегать и прыгать.
Когда малыш начинает говорить, он говорит не все звуки чисто, но мы стараемся его понять.
А когда малыш осваивает письменную речь, по сути это похоже на освоение нового языка.
Да, поначалу не все слова получается написать правильно. И не все буквы в нужную сторону нарисованы... Но разве это важно?
Он придумал, что хотел написать, и постарался выразить эту мысль.
В 5-7 лет многие дети зеркалят буквы и слова, пропускают буквы, забывают окончания, но это не страшно. Вот,
моя дочь Галя в 5 лет писала
свои книжки с картинками - и там было очень много орфографических ошибок,
она иногда писала всю левую страницу правильно,
а всю правую зеркально, справа налево.
Если кто-то из взрослых пытался её поправить или намекнуть, что ЧЛОВЧК пишется не совсем так, или буквы в именах NРА И RША не все написаны правильно, она страшно обижалась, и пару дней ничего не писала. Но поскольку Галка много читала, то она в итоге стала писать очень даже грамотно. (Ну, во всяком случае, получила диплом победителя на "Всероссийской олимпиаде" и на "Высшей пробе" и ещё на нескольких олимпиадах по русскому)
В русском языке не все слова пишутся так, как слышатся. Многие исследования говорят о том, что наиболее удачная стратегия грамотного письма по-русски - визуальная. Надо узнавать слова в лицо, видеть, какое слово написано правильно. Это не отменяет умения прочитать по буквам незнакомое слово (скажем, название вулкана из Исландии), но частые слова мы ухватываем взглядом.
Когда ребёнок учится писать, и мы хотим, чтобы он чаще практиковался, мы можем предложить следующие задания:
-написать рецепт или инструкцию
-дописывать персонажей в историю
-взять
книжку-разрезалку и в ней выбрать самую смешную фразу, а потом её записать
-записать смешной анекдот
-списать слова (или припев) любимой песенки
-написать загадку-описание
-выбрать заголовок любимой книжки - и списать его
-записывать историю по кубикам story cubes
-писать ценники для игры в магазин
-сочинять письма и записки
-писать подсказки по поиску клада
Понятно, что во всех этих случаях, и при записывании историй из головы, и при списывании дети будут всё равно пропускать буквы, зеркалить буквы, ошибаться.
И это нормально.
Попробуйте вспомнить, легко ли вам писать свои тексты, статьи, письма на иностранном языке?
Даже если вы отлично помните, в какую сторону пишется каждая из букв, процесс создания текста - не простой.
Вы что-то пишете, стираете, исправляете...
Вот именно поэтому не стоит оценивать аккуратность и грамотность, когда ребёнок пишет свой текст.
Если дети много играют со словами и видят перед глазами часто правильно написанные слова, то неправильный способ не закрепится.
Придумывайте свои книжки,
читайте достаточно короткие истории, чтобы ребёнок практиковался в чтении, но не терял энтузиазм,
перечитывайте знакомые книжки.
у нас на игротеке, кстати, будет станция с анаграммами.
а ещё можно записывать рифмы к игре
"пакля-рвакля"
сочинять загадки
к карточкам
играть в Пробуквы
Как ни странно, многим детям - даже тем, которые ещё не очень бодро читают - нравится придумывать слова, если даны только согласные.
МРТТЧК
КТ = КиТ или КоТ
ТРМ = ТРюМ
КРТ = КоРТ ИЛИ КРоТ
Мы не можем сразу уметь что-то новое идеально,
так что не надо этого требовать от детей.