Прописи: пишем быстро, красиво или грамотно?

Oct 21, 2017 00:16

Как говорится, выберите любые два.
Очень трудно научиться сразу всему, успевать следить за орфографией, за смыслом - и за красотой буковок.
И поэтому разумнее всего эти стороны обучения разделять.
Сейчас мы делаем упор на том, чтобы писать грамотно.
Тогда начинаем с того, что ... выбираем те слова, которые большинство детей может написать без ошибок. Пусть там не будет непроверяемых гласных, и даже безударных. И пусть будет понятно, звонкая или глухая буква на конце.
Не обязательно списывать, можно выбирать картинки - и к ним писать подписи.
Дом, кот, кит, лук, лампа, стол, стул, лиса, волк - в этих словах трудно ошибиться.
И мы можем с чистой совестью похвалить каждого, кто так много слов написал правильно.
А потом можно придумывать смешные сочетания с этими словами:
"дом летает", "синий кот", "красный кит", "весёлый лук" - и их тоже списывать.
Или можно отдельные карточки с прилагательными прикладывать к словам, которые мы уже умеем писать - и записывать самое смешное.

Если мы хотим научить детей сочинять, писать осмысленные тексты - в этот момент надо отложить в сторону и грамотность, и красоту буковок. Пусть пишет как попало, пропуская буквы, ошибаясь, стирая и зачёркивая, лишь бы идеи в тексте были интересные.
Как говорит один знакомый учитель, пусть напишут сочинение с миллионом ошибок! Зато сами!

А если мы делаем упор на каллиграфии, то в этот момент не надо придираться к скорости, к грамотности и тп. Прописи в школе дают для того, чтобы дети научились писать быстро. Идея отличная, но она хороша лет в 8-9-10, а для шестилеток многих прописи сложны.
Для безотрывного письма им надо очень сильно напрягать руку, они устают, начинают ещё сильнее сжимать ручку в руке, появляется тремор, буквы дрожат и "сползают" со строчки...

Можно ли изменить ситуацию, и сделать работу в прописях приятным делом?

А если мы хотим, чтобы писать красиво было интересно, то начать надо с мотивации.
Если мы только заставляем, то ребёнок быстро устаёт.
А если разрешить самому выбрать, в каком порядке списывать слова, что изменится?
Он что, меньше напишет?
Тогда давайте разрешим ему установить свой порядок!

Ещё можно предложить сделать красиво половину задания - и не доделывать вторую часть.
Можно предложить вместо текста из учебника списать любимое стихотворение, анекдот или текст песенки.
А можно сделать самодельную книжку с картинками.
Или записать историю, придуманную по стори-кубикам.
Можно писать список гостей на день рождения или список покупок в магазин.
А можно разделить ответственность: одну фразу придумывает ребёнок, а взрослый записывает, а вторую - наоборот. Взрослый придумывает, ребёнок записывает.
Пусть это будет смешная чепуха - придумывать и писать смешное куда интереснее!

Если мы хотим, чтобы дети больше писали сами, то мы можем чаще оставлять им записки, написанные от руки.
И поначалу это будут записки, написанные большими печатным буквами, а потом можно и прописными написать часть слов или даже все.
Если ребёнок не умеет читать курсив, то учиться писать по прописям не имеет смысла. Он будет копировать текст как картинку, не разделяя её на отдельные буквы и слова. И это будет механическое копирование, которое не поможет научиться писать отдельно каждую из букв.

Если мы хотим, чтобы у ребёнка сформировался образ буквы, то полезно писать её самым разными способами:
- рукой в воздухе
- губкой по стене ванной
- мелом на асфальте
- брызгалкой по песку
- цветной водой по снегу
- кисточкой на большом листе
- пальцем или всей ладошкой - по глине, манке, песку или пене для бритья

Полезно выкладывать буквы из палочек, из пластилиновых колбасок, из шнурочков, из гаек и деталей конструктора



Обводить по пунктиру не так полезно, а вот вокруг буквы-образца рисовать семейство похожих на неё буковок-деток - хорошо и полезно.



Буквы-матрёшки разного размера.

Можно вспоминать и записывать разные слова, начинающиеся на эту букву:
автобус, арка, акробат, апельсин, арбуз
белка, баран, банан, барабан, булка



Играем в дорисовки: один рисует загогулину, другой её дорисовывает до какой-то картинки, и подписывает, на что похоже



играем с книжкой-разрезалкой,
записываем смешные фразы

Кстати, рекомендую взрослым два упражнения:
взять карандаш или ручку в непривычную руку, и написать пару фраз.
А можно попробовать после каждой буквы менять цвет ручки.
И у вас-то образ буквы сформирован, вам не надо вспоминать, как пишется "а" и в какую сторону хвостик у "д". Вы думаете, а рука сама пишет нужные закорючки.
Но если приходится после каждой буквы останавливаться (вам - для того, чтобы сменить цвет, а ребёнку - вспомнить, как пишется та или иная буква), то ошибок будет больше, вы легко можете пропустить букву и тп...



Можно писать смешные словосочетания, например, такие.
Слова писать куда интереснее, чем закорючки, отдельные буквы и слоги.
И самым красивым буковкам рисуем короны, и остальные удачные обводим или подчёркиваем зелёным цветом, а на неудачные внимания не обращаем.

Письмо - навык сложный, и многим детям сложнее всего именно писать без отрыва.
Давайте тогда отделим скорость письма и аккуратность.
Если мы хотим красивых буковок, то не будем торопить и подгонять.
Те буквы, которые удобно писать слитно, он сам напишет вместе.
Это же для его удобства придумано по идее.

Когда мне приходится слышать, что детям в первом классе очень легко, практически нечего делать, я понимаю, что родители забыли про письмо и про прописи.
Чем старше дети, тем твёрже рука, и тем проще им овладеть навыками письма.
Но этот навык требует большой работы.
И задача родителей в этот момент - помочь и поддержать ребёнка.
Научить его отдыхать и расслаблять руку.
найти стирающуюся ручку - или договориться с учителем о том, что ему можно писать карандашом и исправлять ошибки.



Прописи можно превратить в увлекательную игру, но не надо из-за них становиться врагом своему ребёнку, не надо заставлять переписывать и выдирать страницы!

школа, картинки, прописи

Previous post Next post
Up