Когда мой сын был маленьким, он был чрезвычайно деятельным и активным малышом, но совершенно не умел соизмерять свои силы. Года в полтора-два он мог от избытка чувств обнять кого-то из ровесников, но так сильно, что тот начинал плакать,
или пытался погладить, но почти толкал.
Я на каждой прогулке носилась за ним и старалась вовремя его поймать и отвлечь, переключить и предотвратить последствия его активных действий.
Отчасти я даже немного завидовала мамам, которые гуляли с тихими и спокойными детьми, и которым не приходилось каждые три минуты кричать "стоп!" или "нет", и которые могли тихо сидеть на лавочке рядом с мирно копошащимся малышом.
Поскольку постоянно говорить своему ребёнку "нет" и "нельзя" мне не нравилось, я часто говорила "нет с прицепом", как я это называла. Сначала - то, что нельзя, а потом - то, что похоже, но можно.
"По Машеньке мы не будем стучать лопаткой, а по краю песочницы - можно!"
"Камни на горку мы кидать не будем, а мячик - можно!"
"Здесь мы кричать и шуметь не будем, там малыш в коляске спит, но можем пойти во-о-он туда и там покричим и постучим!"
В начале осени была в гостях у друзей, и на автопилоте применила тот же способ переключения, когда двухлетка начала стучать палкой по брату и сестре.
Можно, конечно, сказать: "Соня, брось палку немедленно!"
А можно сказать:
"По Лизе мы стучать не будем, а давай попробуем по дереву постучать!"
И двухлетка доволен, и старшим не обидно.
Они тоже могут за компанию постучать палками.
А вы как обычно формулируете, если ваш ребёнок делает что-то такое "вредное" - толкает, кусает или отнимает игрушку?
А если это не ваш ребёнок, но обижает вашего - как вы обычно реагируете?