В этот раз я не так уж много мастерских вела, поскольку и без меня расписание было очень плотным.
Первым делом я спрятала клады, и потом спокойно вела игротеки и показывала разные словесные игры.
Я рассказывала про игры, которые появились относительно недавно,
и к каждой показывала варианты игры на скорость - и не на скорость, ради процесса.
И отдельно ещё был час, когда мы с детьми играли в разные игры с чтением.
Я сама разные словесные игры очень люблю,
будь то
наборщик (составление слов из букв более длинного слова),
или "
контакт",
или анаграммы и ребусы,
каркас и буриме,
"
крокодил", "элиас" или "шляпа".
Мне нравится придумывать смешные истории по кубикам "
story cubes" или играть в загадки с карточками от игры "читай-хватай".
играли с детьми и со взрослыми в
паклю-рваклю:
надо найти на двух разных карточках слова, которые рифмуются,
например,
кепка - скрепка,
газета - монета,
карман - стакан,
кукушка - игрушка,
кокос - насос,
букет - браслет...
кому-то легко найти рифмы, а кому-то - очень сложно, и это не от возраста зависит.
для тех, кто уже умеет читать отдельные слова, я приклеила по периметру стола карточки со словами,
и кто-то выписывал (а заодно и читал) те слова, в которых есть слог КО, кто-то искал РО, а кто-то - ЗА.
РО
ещё играли в пиктографику - складывали из того, что под рукой, картинки к одному из слов на карточке.
Если сказать детям, у которых русский язык не вполне родной, а скорее двоюродный, что им надо будет в этой игре прочитать 33 слова, они вряд ли воодушевятся.
Но задача другая, надо выбрать одно из трёх слов,
включить фантазию и придумать, как это слово изобразить.
А то, что попутно приходится читать - (и когда у других отгадываешь - тоже), дети не замечают.
складывают одну карточку за другой, и их не интересует, кто выиграл!
С карточками от игры "
ЧИТАЙ-ХВАТАЙ" тоже можно играть самыми разными способами.
Мы обычно начинаем с игры на внимание и фантазию:
раскладываем картинками вверх карточки,
и один человек придумывает историю про все три картинки с одной карточки.
Например, жил-был кит. Он любил есть арбузы и резал их пилой.
Остальные ищут нужную карточку, и загадывают свою загадку:
"Жила-была белка, она боялась робота и кидала в него косточками от вишни.
А потом уже можно и по правилам поиграть - читать слово и искать нужную картинку.
Ведь с карточками мы к этому времени познакомились и повеселились от души.
Или, скажем, игра
ПРОБУКВЫ - 7 приятных на ощупь деревянных кубиков с согласными в красивой коробочке.
Можно, понятное дело, взять картонные карточки, но приятные компоненты игры - это тоже важно1
Бросаем все 7 кубиков.
Предположим, выпало нам Р, М, К, Н, Т, В, Ш.
Можем играть по кругу: добавляем гласные, знаки Ь и Ъ, и Й, и составляем слова с любыми из этих согласных.
Дети обычно составляют короткие слова типа КоТ или КиТ, МаК или РаК.
А взрослые могут выставить согласные в нужном порядке с пропусками для гласных - и дать детям догадаться, что это за слово:
Р_М_ШК_
К_Р_Н_
К_Р_В
К_Р_В_Т.
Можно выписать согласные на листочек каждому, и дать время - 1, 3 или 5 минут на придумывание слов.
А можно попробовать вместе придумать и сочинить смешную фразу или целую историю, используя только эти согласные.
КОРОВА, ВЕРНИ КОРОНУ!
А кстати, кто сказал, что можно придумывать только существительные?
Давайте упростим игру и сделаем её более разнообразной, разрешив использовать все части речи в любой форме.
Вы сами решаете, как вам больше нравится играть, и сами можете придумать свои правила!
Есть, понятное дело, и вариант игры на скорость с этими прекрасными кубиками, но совсем не всем это удобно!
И если вы знаете, что игры на время вас нервируют, то выбирайте варианты игр, которые вас радуют.