В субботу у нас был семинар для преподавателей "Математика вприпрыжку".
Нередко преподаватели приходят с крепким убеждением, что они сами всё отлично знают, и осваивать что-то новое они не готовы. А тут народ пришёл увлечённый и готовый учиться, это было очень приятно.
А мы ещё перед началом семинара научили всех желающих играть в пиццу, в "
делиссимо", математическую игру про дроби от фирмы "банда умников".
И было видно, что осваивать правила новой игры многим совсем не легко, и выбрать нужные карточки с подходящими кусками пиццы - целое дело. И кто-то уже понял, и начинает подсказывать. А кто-то отодвигает его и просит: "ну погодите, я хочу сам понять и сам сделать ход!"
И так хорошо, что эта игра - не на скорость!
А ещё очень заметно, что одно дело - прочитать на листочке правила игры, а совсем другое - поиграть с тем, кто эту игру знает и готов помочь тебе освоить правила.
Начали мы семинар с того, что ... дали учителям задание.
Мы заранее разложили в соседней комнате на подоконнике картинки из счётных палочек, простые - из 5 палочек, посложнее - из 6 и 7 палочек.
Выдали инструкцию: "Сходить в ту комнату, там запомнить одну или несколько картинок из зелёных палочек, потом вернуться в зал и нарисовать то, что запомнили, на листочке в клеточку. Когда запомните несколько зелёных картинок, идите запоминать жёлтые. Потом - синие"
Рассказали задание - и дальше человек 5 начинает задавать одни и те же уточняющие вопросы,
оказывается, кто-то всё прослушал.
Кто-то уже ушёл и запоминает картинки.
А кто-то только переспрашивает и уточняет, что делать.
Кто-то может запомнить по 5 картинок разом, а кто-то и одну с трудом может "донести" в уме до соседней комнаты.
Минут десять так ходили туда-сюда, запоминали, рисовали картинки.
И в итоге почти все придумали себе стратегию запоминания разных картинок, типа "буква П с ушами посередине" или "в середине буква Е", и на ней буква "Н" или "вилка на длинной ножке, а под ней две палочки сбоку"
На самом деле, во всей этой игре для мена как раз самое интересное - это то, как люди умеют вырабатывать себе новые стратегии.
Вот они этого только что не умели, а теперь умеют.
И детей мы хотим в идеале научить именно этому - не только действовать по инструкции, но и придумывать свой способ- как решить новую задачу, с которой мы ещё не сталкивались?
А потом уже мы начали обсуждать, как дети понимают идею количества,
вредно ли считать на пальцах,
что можно выучить, не усаживая детей за парты,
какие подвижные игры можно включить в занятия математикой...
Потом мы предложили участникам семинара ещё несколько практических заданий разной степени сложности - построить по изометрии что-то из кубиков или из
плашек,зарисовать свои схемы по
бумаге в треугольную клеточку,
придумать как можно больше слов
с заданными согласными.
Показывали разные задания с
кубиками "СЛОЖИ УЗОР" и с
катамино,
с
геодосками и резиночками.
А потом мы в очередной раз обсуждали, что дети часто путают внешний вид цифр, но это не значит, что они не понимают идею количества.
Вот я могу взять и написать на доске китайские иероглифы, которые обозначают числительные, и могу произнести их по порядку, от 1 до 10, хоть три раза подряд, но после этого им - взрослым людям - не становится понятнее, что больше "сы" плюс "у" или "ба" плюс "лёу"
А ведь дети подчас оказываются именно в такой ситуации. Идею они понимают, а вот где какой значок - не очень.
И если спросить, на какой карточке нарисовано больше зверей, и показать карточки от игры "турбосчёт", на которых 8 ёжиков и 5 птичек, то дети уверенно отвечают, что ёжиков больше.
А если просто попросить написать знак между цифрами "8" и "5", то для некоторых детей это ничуть не более понятно, чем иероглифы.
В конце успели научить взрослых играть в
сет,
котосовы и
барабашку.