Если уж мы играем в арифметику

Oct 20, 2016 11:48

У меня начались занятия моих дошкольных групп ( Read more... )

мышематика, дошколка, нумикон, лето, лагерь, фотки

Leave a comment

john_f_nash October 20 2016, 09:26:48 UTC
С шагами идея интересная. Обязательно попробуем.

Я в плане математики уже в Алисе запутался.
Такое ощущение, что она задачи не решает, а вынимает ответы из общего информационного пространства. Я только успеваю задачу рассказать, как сразу же получаю ответ.

- Два друга живут в одном подъезде. Петя на третьем этаже, а Васе нужно подниматься в два раза выше. На каком этаже живет Вася?
- Ну, на пятом.
- Хорошо. А как посчитала?
- Ну, вспомнила...
- ???

(это "вспомнила" - стандартная отговорка. максимум, что я добился - "вспомнила условия задачи")

Попытался давать ей задачки для дошкольников из Заочного кружка 30 лицея. (http://zaokruzhok.ru/)
Ситуация пограничная. Ребенок решает по 3 задачи из 5. Так что эти задачи как раз находятся в зоне развития. При этом разницу между решаемыми Алисой и не решаемыми ей задачами я не до конца понимаю...

Так для задачи 2: "На столе лежат 7 палочек. 3 из них разломали пополам и положили обратно на стол. Сколько палочек стало лежать на столе?" ребенок сразу дал ответ 10. И после небольшого "допроса" с моей стороны даже снизошла до того, чтоб объяснить глупому папе, что "при разламывании число палочек увеличивается".

А вот в задаче 4: "ПрограМиша взвесил ящик с конфетами - получилось 14 килограммов. Съев ровно половину всех конфет, ПрограМиша снова поставил ящик на весы. Весы показали 8 килограммов. Сколько весит пустой ящик?" Ребенок заявил, что ящик должен быть легким и весить 0 кг. Вот в чем разница?!

А так дитя увлеченно по лабиринтам пальцем водит, складывает узоры из мозаик и прочее-прочее... Последние пару недель Алиса развлекается тем, что мне задачки задает. "У кати были такие-то игрушки (далее список), ей родители купили/подарили (список игрушек). Сколько теперь у нее игрушек?" :)

Reply

janemouse October 20 2016, 18:34:30 UTC
При всей моей любви к заочным кружкам 30 школы,
их задания для дошколят кажутся мне слишком сложными

Reply

john_f_nash October 20 2016, 19:28:14 UTC
С точки зрения "сделать 5 из 5" задания действительно сложноваты.
Если рассматривать эти задания как некоторую диагностику задания дают много информации.

Признаться я ни на первой, ни на второй неделе не стал Алисе даже показывать последнее задание из пятерки. Ограничился четырьмя. Оба раза 3 решено, а одно не сделано... При этом 4е на первой неделе и 5е на второй неделе требовали глубокого перебора вариантов. По моим представлениям и в первом, и во втором классе с этим еще могут быть проблемы.

А вообще мне сложно оценить. Кроме своего дошколенка я других мало вижу. В этом году, чтоб вспомнить как другие дети выглядят, вернулся в лицей. Буду вспоминать как 5-6классники выглядят. :)

А как вы к олимпиадам 2х2 относитесь? Зачем вообще проводят олимпиаду для первоклассников?! Ну, кроме как родителей порадовать?

Reply

janemouse October 20 2016, 19:30:23 UTC
Ну все люди разные.
Я вообще не сторонник олимпиад для первоклассников.
разве что такие, типа олимпиады ПЛЮС,
где сотни победителей, и все довольны.

А родительские амбиции по поводу олимпиад в 1-2 классе я не понимаю

Reply

john_f_nash October 20 2016, 19:48:27 UTC
Понятно, что у нас еще даже для олимпиады ПЛЮС не возраст, но по своей дочери могу судить, что ей может элементарно не хотеться ПРЯМО СЕЙЧАС решать задачи. При том, что она задачи решать безумно любит! Но вот в данный момент ей может захотеться с зайцем поиграть или очень нужно пять раз подпрыгнуть. И это для нее будет важнее, чем вся математика вместе взятая. Вряд ли к первому классу что-то кардинально изменится...

Кроме того мне сложно представить формат олимпиады (хотя бы по времени). Задачи, которые Алиса решает, она делает за 10-15 секунд. На не решаемые не хватит никакого времени. Просто потому, что с методологией поиска решений ребенок принципиально не может быть еще знаком. Давать олимпиаду на 30 минут? Ну так львиная доля времени уйдет на: 1) Прочитать условие; 2) Понять условие; 3) Записать ответ... Даже навык самопроверки еще отсутствует как класс. Некоторым детям даже в 9-11 классах приходится вдалбливать, что решение на предмет банальных глупостей нужно проверить.

У меня олимпиада по математике для 1 класса вызывает сходные ощущения с чемпионатом по футболу среди первоклашек. Много суеты, никакого толку и слезы проигравших. Тут ведь возраст такой, когда процесс важнее результата.

Reply

janemouse October 20 2016, 19:56:08 UTC
Вот-вот, я об этом же,
даже пятиклашки не всегда умеют проверять ответ и внимательно читать условия задач, а уж первачки,
которые не все ещё читать умеют...
Именно так и выходит - много суеты, много амбиций взрослых, и много детских слёз,
а ради чего - не вполне понятно

Reply

john_f_nash October 20 2016, 20:25:52 UTC
В этом смысле кружок 30 лицея как раз выход.
Спокойно зарегистрировался, периодически оттуда задачки ребенку даешь...
Алиса вот даже не в курсе, что она в каком-то там кружке... Просто когда она начинает висеть у меня на руке: "Папа, давай задачки порешаем!" - мне есть откуда эти задачки брать. :) Ребенок просто в свое удовольствие что-то там делает.

А остальное - развлечение взрослых. Регистрироваться, следить за появлением новых задач, вовремя ответы отправлять. И если уж так хочется, то можно в рейтинг заглянуть. Главное при этом не навязывать ребенку этот не нужный "взрослый" хлам. Решила - молодец. Не решила - ну и ладно, пойдем лучше мячик покидаем или порисуем...

Reply

mamakatty October 20 2016, 20:29:52 UTC
а мы просто задачки из фмл 30 разбираем, я даже Ане не говорю что там какой-то рейтинг. Все же олимпиадные задачи как класс интересны - это не примерчики на сложение, а "как можно применять знания". Хотя, на прошлой неделе, мы всем офисом не решили 5-ю задачку для первого класса 8)

Reply

john_f_nash October 21 2016, 07:32:55 UTC
"а мы просто задачки из фмл 30 разбираем, я даже Ане не говорю что там какой-то рейтинг"

Выше я написал, что у нас ровно то же самое. А рейтинг нужен скорее для меня - чтоб я не забывал в течении недели подсунуть эти задачки ребенку. Такой внешний организующий момент. :)

А пятая задачка... Мой позор. :) Ушло на нее почти полтора часа. При том, что методологически она очевидная. Ключевая идея - симметрия лежит на поверхности. Но между отметить, что картинка симметричная и нужно нарисовать только половину (что становится ясно на 2-3 минуте) и решить задачу лежит толстая лень и промежуток в полтора часа...

Попытался дать задачку в пятом классе. Из 15 человек двое начали радостно повизгивать-покрикивать. Задачка-то баян еще тот. :) И они эти симметричные картинки просто узнали... Тем самым полностью завалив мне "эксперимент". Подозреваю, что в начальной школе должна задача решаться бодрее, чем в старших классах. Мне сильно помешали попытки сложения отдельных палочек по модулю два и другие сложные конструкции, которые я упорно перебирал прежде чем вернуться к симметрии. Дети этого всего не знают, поэтому у них решение должно пройти быстрее, т.к. круг идей сжимается до крайне малых размеров.

Reply

mamakatty October 21 2016, 08:59:58 UTC
я не знаю, то ли ребенок испугался увидев наши с мужем многочисленные попытки, то ли не знаю что, но не решила. И потом, когда я подсказала про симметрию - догадалась :)
По хорошему, у такой задачки нет "класса", разве что сложение нужно знать.

Reply

john_f_nash October 21 2016, 07:18:15 UTC
Мда... Сегодня вышла третья серия заданий. Я немножко... (мягко скажем) ... удивлен.
1) Задания для дошколят полностью совпадают с первоклассниками. Ну да это не очень важно...
2) Пятая задача меня немного смутила: "На острове живут только рыцари (которые всегда говорят правду) и лжецы (которые всегда лгут). Однажды встретились три жителя острова: Артур, Бернард и Виктор. Каждый из них сказал одну фразу. Артур: «Бернард - рыцарь»; Бернард: «Артур и Виктор - лжецы»; Виктор: «Я рыцарь». Кто из них лжецы?"

Это для дошкольников?! Покажите мне хотя бы пятиклассника, который сможет не интуитивно угадать ответ, но еще и грамотно его обосновать!!! Я хочу на этого чудесного ребенка посмотреть! (такие есть, но их не много)

Вот жизненный пример с последнего занятия с 5-6 классом:
На школьной олимпиаде была задачка: " у 100! посчитали сумму цифр, затем сумму цифр у полученного результата и т.д. Какое число получится в итоге". Разбираем ее. Вспоминаем признак делимости на 9...
- ... Т.е. исходное число делилось на 9, а значит и итоговое будет делиться на 9. Т.е. будет девятка...
- Но ведь то же самое будет с признаком делимости на 3. Почему тогда мы получим 9, а не 3?
И тишина...

У Звонкина про сочетания из пяти по два хорошо было написано. Натаскать ребенка можно в любом возрасте на что угодно. Но понимание?! Не уверен... Артур, Бернард и Виктор - хорошая задачка для пятиклассников минут на 20 плодотворного обсуждения. :)

Эх... Я морально готов к тому, что в третьей серии у Алисы будет решена 1 задача из пяти... :)

Reply

janemouse October 21 2016, 08:45:15 UTC
про рыцарей и лжецов, равно как и про сочетания из 5 по 2 - можно натаскать,
но зачастую до 2-3 класса там есть только "ооо, мы это проходили", но нет понимания, как решать.

а натаскивания я не люблю

Reply

john_f_nash October 21 2016, 11:02:08 UTC
"а натаскивания я не люблю"

Именно. Тем более, что ряд ключевых идей, которые ребенок должен постичь самостоятельно. Для понимания это будет полезнее.

Ребенок третий месяц думает про волка, козу и капусту. То, что сначала перевозим козу ей понятно. Потом пытается перевезти волка... А дальше думает. И до мысли отвезти козу обратно пока не доползла. :)

Reply

yulanta October 21 2016, 09:59:02 UTC
я поддержку вас в вашем недоумении. у меня двое детей, 2ой и 4ый класс. В первом туре было 3\5 одинаковые, во втором 4\5. Это как? И я бы не сказала, что задачи на второй класс. Мой 4-классник их решает не скажу, чтобы не легко.... Как-то у них в этом году все очень неровно...

Reply

merimi October 21 2016, 21:15:25 UTC
Простите, мы с супругом всю голову сломали - кто же лжецы?)

Reply

john_f_nash October 24 2016, 05:30:31 UTC
Артур и Бернард лжецы.

Нам стоит рассмотреть варианты и поискать противоречия. С этой точки зрения фраза Виктора "Я рыцарь" не несет информации, т.к. не даст нам противоречия ни в каком случае. Про нее можно вообще забыть.

Дальше. Если бы Артур был рыцарем, то рыцарем был бы и Бернард (в силу фразы Артура). Но тогда фраза Бернарда лжива. Т.е. Артур может быть только лжецом.

Если Артур лжец, то и Бернард (в силу фразы Артура) будет лжецом.

А дальше самый "сок": Бернард лжец, значит нам нужно построить отрицание его фразы - оно и будет истинным. Высказывание "Артур и Виктор - лжецы" не верно. Обратная к этому фраза будет не "Артур и Виктор - рыцари", а "хотя бы один из них - рыцарь". Как мы знаем, Артур - лжец, значит рыцарем должен оказаться Виктор.

Если будут какие-то вопросы - обращайтесь.

Reply


Leave a comment

Up