У меня сегодня был очень интересный урок - в рамках семинара для учителей.
Группа учителей подобралась отличная - все активные, заинтересованные, улыбающиеся!
Если бы во всех начальных школах были такие учителя, можно было бы с куда большим оптимизмом смотреть на развитие образования в этом городе и его окрестностях.
В самом начале семинара у меня был открытый урок с семилетками - на час примерно.
Из шести детей - три Сони )
Очень мне понравилось с ними играть.
Начали мы с простых вещей, чтобы точно у всех получилось.
Я тебе кидаю мяч и говорю число,
а ты мне мяч кидай обратно и говори число на 1 больше.
-Семь. - Восемь!
-Одиннадцать? - двенадцать!
-19 - 20.
39 - 40
Это всем легко, и в 6 лет тоже, потому что надо просто сказать следующее число, следующее слово в скороговорке.
Теперь я тебе число, а ты мне - число на 2 больше.
Это сложнее, но тоже справляются.
-14 - 16
11 - 13
9 - 11
16 - 18
Отлично,
а теперь я тебе число, а ты мне - число на один меньше.
Это уже половине не то, чтобы сложно, но требуется время для ответа (пробормотать тихонько ряд числительных до нужной точки)
Я тебе число, а ты мне - число на 2 меньше.
Это сложнее, и не все могут.
Но некоторые рвутся в бой. Хорошо же ))
Я тебе говорю число, а вы мне - число на 10 больше моего.
(Родители и учителя считают, что я дала очень простое задание. Ха-ха. Как бы не так!)
-Уууу, - тянут дети. - Это сложно.
-Ну, кто готов попробовать?
-Ну давайте, я попробую, - вызывается Соня.
-Четыре.
-Щас. - Соня начинает перебирать пальцами и бормотать. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Ага, будет 14!
Я тем временем выписываю на доске ряд чисел, один десяток под другим, чтобы было удобнее отсчитывать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25...
Тогда и другие дети решают попробовать, и некоторые даже, кажется, в итоге поняли идею.
Ну, не на сто процентов поняли, но хоть немного приблизились к пониманию.
После этого похлопали по коленкам - громко-тихо, громко-тихо, называя числа
ОДИН - два - ТРИ - четыре - ПЯТЬ - шесть
Это всем легко, идею все поняли, отлично.
Тогда давайте нарисуем улицу, и с одной стороны улицы у нас дома 12, 14, 16, а какой следующий дом на той же стороне?
А на другой стороне улицы дома с номерами 11, 13, 15, а потом?
Кому-то это уже не настолько очевидно...
А потом мы делили шоколадки - и дети пытались выяснить, почему одни шоколадки можно поровну на двоих поделить, а другие - не получается.
Потом делили бумажные шоколадки из 12, 14, 24 клеточек.
Эти все делились без проблем.
А вот можно ли разделить поровну 32 клеточки?
Тут мнения разделились...
Я предполагала дать и несколько задач более сложных, но вскоре обнаружила, что некоторые дети считают, что 100 - это аж два десятка. то есть, ой, четыре.
После этого я решила в такие дебри не лезть )
Некоторые задачи в итоге у нас остались без ответа,
мы их пообсуждали, но до решения сходу не добрались.
Мне очень нравится идея из книги А. З. Звонкина, что вопросы и задачи куда важнее, чем ответы и "разжевывание" решения.
Именно этим, по-моему, полезны олимпиады.
Правда, взрослым, увы, бывает страшно сложно удержаться и не подсказывать детям...
Если бы не было открытого урока в самом начале семинара, многие учителя бы мне не поверили, боюсь,
что у детей могут возникать сложности ... на ровном месте.
Но эти дети играли активно, старались, и было очень хорошо видно, какие именно сложности у них возникают.
Альбом:
семнар_учителямКак объяснить детям знаки "больше" и меньше", чтобы они их не путали?
На столе у меня сидел маленький "
Квантик", и помогал мне объяснять правила игры в чёрный ящик.
Мне очень нравится, как эту идею реализовали
на сайте "дети и наука", там и видео, и задачки для детей...
Заодно поговорили про
учи.ру и про "
олимпиаду "плюс"
Можно ли объяснить первоклашкам, что значит, что мы перебрали все варианты?
По-моему, нет...
вредно ли считать на пальцах
А ещё у меня вышла новая книжка,
"Математика вприпрыжку",
но про это я ещё потом подробнее напишу!
В следующие выходные - мат игротека
регистрация ведущих и
участников