Я с октября по апрель веду занятия математикой для дошкольников,
плюс ещё семейные игротеки - и не только в Москве, но и в разных других городах и странах.
И есть картина, которую могут наблюдать, наверное, все ведущие детских кружков и занятий,
на любом континенте,
в любом городе,
будь то занятия музыкой, математикой или рисованием.
Если я пишу, что в 16 часов игротека для детей 4-5 лет, а в 18 часов - игротека для детей 6-7 лет, то в первой группе наверняка будут трёхлетки.
И эти трёхлетки почему-то будут стесняться, не сразу смогут включиться в игры, им будет сложно придерживаться правил игры.
А в группе для детей 6-7 лет половина детей будет 5 лет, ну некоторые 5.5 лет, и те трое детей 7 лет, которые пришли, будут страдать, что игры слишком простые.
А те пятилетки, которые пришли на старшую группу, будут отвлекаться и баловаться, (просто потому, что им сложно ещё даются игры по правилам), и мамы их ... сделают вывод, что им в этой группе слишком просто!
А ведущий - тоже человек, если он придумывает какие-то игры, которые подходят для детей 6-7 лет, а потом видит перед собой толпу пятилеток, и он вынужден на ходу перестраиваться, менять правила игры, потому что иначе половина детей просто не справится с первым же заданием...
Отдельная тема - гиперактивные дети, нервные дети, легко истощаемые дети, стеснительные дети, дети-недотроги, молчуны, обидчивые, драчливые, дети с аутичными чертами.
Если бы родители заранее, при записи, предупреждали преподавателя о том, какие особенности есть у их ребёнка, то и ребёнку было бы проще, и преподавателю (например, Катя не любит громких звуков, Лёня не выносит, чтоб его трогали и не любит песенки, Витя не любит зайцев и ненавидит синий цвет).
Альбом:
Бостон15_2некоторые дети не любят хороводы,
или боятся дать руку чужим папам,
или не любят быть в центре круга,
и не хотят, чтобы их выбирали водить
Альбом:
Бостон15_1кто-то любит спортивные игры, а кто-то сторонится любых прыжков и беготни
кто-то не умеет проигрывать,
а кто-то не любит рисовать и писать,
но готов решать задачки в уме
Кто-то долго стесняется,
или готов идти на занятия только вместе со старшим братом или сестрой.
Если преподаватель о таких особенностях ребёнка знает заранее, ему проще построить урок, и подобрать игру, которая будет полезна разным детям.
План игротеки или урока, конечно, у меня тоже есть, но иногда игры придумываются по ходу,
или меняются в соответствии с состоянием группы.
Вот, скажем, я прихожу на днях вести малышовую игротеку в Сиэтле, и вижу, что многие трёхлетки стесняются и прячутся за своих мам.
Отлично, мы с этого и начнём.
-А кто из вас умеет мне помахать одной рукой?
-А кто умеет мне помахать двумя руками?
-А кто умеет спрятаться за маму?
-А кто умеет прыгать, как лягушка?
И всё, этого уже достаточно, дети попрятались - все, а потом все вылезли и радостно скачут и квакают )
Вот теперь уже можно какую-то общую игру предложить...
Когда мои дети начинали ходить в Вальдорфскую группу детского сада, мы писали очень подробно ответы на вопросы - про любимую и нелюбимую еду, про любимые игры и игрушки, про то, как дети реагируют на изменение планов и на проигрыш. Я тогда сама о многих вещах задумалась...
А у вас в школе или в садике принято предупреждать заранее о каких-то особенностях поведения ребёнка?