Многие дети, обладая хорошей слуховой памятью, формулировки типа "пять плюс пять равно десять" бодро шпарят наизусть.
Более того, многие преподаватели, не зная, чем осмысленным занять дошкольников, предлагают им подобные "факты из области математики" заучивать наизусть.
Ну выучили, долго ли.
А вот если немного сменить форму задачи, то оказывается, что дети применить эту волшебную заученную формулу не могут...
Играли мы тут давеча в десяточку.
На каждой карточке нарисовано 10 пустых квадратиков, 2 ряда по 5.
Некоторые из квадратиков закрашены.
И сколько закрашено, такое число стоит на карточке.
(Если закрашено 5 квадратиков, то и написано 5. Если закрашено 7, то и написано 7)
Задача: взять две карточки, на которых вместе 10 закрашенных окошек.
Альбом:
кружок_цдо_14Карточки в большом количестве лежат открыто на полу (можно и на столе - если бы все могли сесть вокруг одного стола)
Ну, вы думаете, что это легко шестилеткам, бодро считающим подряд до 40?
Как бы не так.
Во-первых, никого из них не убеждают цифры, написанные в углу каждой карты.
Каждый все закрашенные окошки пересчитывает лично, пальчиком тыкая.
Во-вторых, они в упор не видят, вот вообще НЕ ВИДЯТ, какие две карты взять, чтобы было вместе 10.
Мне-то, собственно, именно этого и надо - чтобы каждый накопил свой, личный, не продиктованный жизненный опыт на эту тему.
И дети честно пробуют, тыкая пальчиком, складывают 4 и 5, или 6 и 3, или 6 и 5...
И если вдруг получилось взять пару, на которой ровно 10, то человек её себе забирает - он выиграл!
Так вот, третье, самое удивительное:
они не смотрят, кто как набрал свои 10, каждый считает заново, даже если пары 6 + 4 или 8 + 2 уже кто-то до них находил, каждый ищет сам...
А вот есть отличная игрушка, реализованная несравненной Марией Дружковой,
maria_d,
http://www.moebiusnoodles.com/я нашла ссылку в
childrenscience, где
всякое обучающее видео, Эта игрушка для детей постарше, которые, якобы, знают таблицу умножения.
http://bojagi-gotmath.rhcloud.com/listСамое приятное, что там можно не только решать чужие головоломки, но и придумывать свои!
Вот так, в идеале, и надо,по-моему, таблицу умножения учить.
Без заучивания наизусть, без "множитель 1" и "множитель 2", зато очень наглядно.
Мне давно хочется сделать по мотивам "мышематики" серию игр - тоже с конструктором задачек.