Мне повезло, уж не знаю, передаётся ли это по наследству или связано с ранним чтением, или ещё от каких таких причин, но я с первого класса почти не делала орфографических ошибок, не считая всяких ляпов по невнимательности, и пропущенных букв.
Дети мои тоже оба пишут достаточно грамотно, хотя, как и я, ставят слишком много запятых.
И тем не менее, по предмету "русский язык" у меня долгое время была четвёрка, а не пятёрка (а ещё по рисованию, да).
Я не была отличницей, нет ) Хотя училась обычно хорошо, но скорее - чтоб не дёргали. И в итоге по русскому на пять я не могла рассчитывать.
Во-первых, почерк плохой. Плюс обилие помарок. Да ещё ляпы эти по невнимательности.
И хотя в целом я в школе училась весьма старательно, но все эти разборы фонетические и прочие совершенно не любила.
И до сих пор не уверена, нужны ли они в школе, все эти обсуждения - какие звуки мягкие, какие твёрдые.
И тем более сомневаюсь, нужно ли это изучать до того. как дети научатся как следует читать и писать.
Мне очень нравится книжка Ганькиной "Грамматическая аптечка", там очень много интересных практических идей.
Но больше всего я люблю картинки из серии "
русский язык в котах",
вот, например, про
"что-то, и то, где ставить дефис, а где - нет"
Такие картинки, по-моему, работают куда доходчивее, чем просто правила.
Пока дети маленькие, мы играли с ними во всякие словесные загадки,
скажем, что на -ок - в кузовок,
"города" или просто
слова на последнюю букву,
загаданную букву и тп
Потом играли в "
контакт" - очень помогает анализировать слово и разбивать его на буквы, и придумывать много слов, начинающихся на ПРИ, скажем...
У Ганькиной было много интересных идей про то, как работать с ошибками,
как собирать деревья с однокоренными словами.
А самое интересное, что когда ученики её занимались каллиграфией, и переписывали тексты красивым почерком, выбирая и шрифт, и текст самостоятельно, они вдруг стали намного более грамотно писать.
Ещё мне понравилось, как её ученики придумывали друг для друга "дырявые тексты", то есть текст с пропущенными буквами - на какое-то правило.
Для того, чтобы самому придумать задачу, надо потрудиться куда больше, чем просто для списывания того же текста!
У нас же уроки русского были невероятно скучны - почти во всех школах, в которых я училась.
Спиши, вставь пропущенные буквы, разбери по составу, подчеркни.
Бррр.
А у вас были интересные игры или задания на уроках русского языка?