Освоение счёта - не с единицы

Mar 10, 2014 01:05

Когда взрослого просят на шкале, где отмечены 0 и 20, отметить 12, он сразу понимает, где это число должно быть.
Вон там, чуть дальше середины.
Можно сравнить наше понимание числового ряда с лифтом, который сразу же может нас отвезти на нужный этаж.
Если там ноль, а тут 20, то 10 посередине, 12 неподалеку от него.
А детей 5-7 лет эта задача может поставить в тупик.
У многих детей этот навык формируется не мгновенно, и удивительно, что взрослые это не всегда замечают.
Пока навык и идея числовой оси не вполне сформированы, ребёнок может попасть к числу 12 только одним способом - пробормотав все числа от единицы до двенадцати.

Вот, скажем, я прошу назвать соседа снизу от числа 5.
Ребёнок быстро отвечает: "Четыре!"

Прошу назвать соседей у числа 3.
Называет 2 и 4.

Прошу назвать соседей у числа 11.
... И тишина.
А потом смотрю: губами шевелит, считает до 11... Потом отвечает. Правильно отвечает, идею понимает!
Но прямого доступа к числу 11 пока нет.
Для таких игр у меня есть бумажные тарелки с числами от 1 до 12.
Чего мы с ними только ни делали!
Вешали на шею как медали - и строились по порядку.
Играли в поезд.
Раскладывали по порядку, а потом одну из тарелок переворачивали или прятали - и по соседям догадывались, что пропало.
Кидали мягкий мячик-сокс на тарелки. Попал на 3 - получаешь 3 палочки, попал на 5 - получаешь 5 палочек.




Альбом: дошк_март4

В этот раз у нас была новая игра - мы играли в многоэтажный дом, и тарелки обозначали номера этажей.
Мы брали игрушечную кошку, и я просила отвезти её на седьмой этаж, или на третий, или на девятый.



"А седьмой - это какая цифра?" - спрашивают младшие.
Порядковые числительные для многих сложнее, чем просто "семь".

А потом была более сложная задача:
покажи, как кошка шла по лесенке с этажа номер семь на этаж номер четыре.

Семь-шесть-пять-четыре! Стоп!




Некоторым малышам задача настолько сложна, что они ... проскакивают и топают вниз до первого этажа или вверх - до последнего.



А некоторым просто сложно удержать в голове задачу, то есть начало и конец движения.
Вверх топать проще, чем вниз.



А потом мы ещё играли в загаданный этаж.
Я прятала под одной из тарелок плоскую картинку с кошкой, и дети её искали, а я отвечала "выше", "ниже" или "нашли!"
И тут другая проблема: дети довольно долго не понимают, что я им всем сообщаю общую информацию, и полезно слушать, что я кому отвечала.
-Двенадцать? - ниже.
-Семь! -выше!
-Восемь! - выше!
-Пять?



Потом, правда, начинают понимать, что  искать надо уже между 8 и 12, но не все и не сразу приходят к этому пониманию.
 Зато когда понимают, то можно и до 20, и до 100 этажей играть, и уже без опоры на числовой ряд, на слух.
Мы с детьми в дороге в такие игры часто играли.

дошколка, фото, математика

Previous post Next post
Up