Лекция А.А. Зализняка в школе "Муми-тролль" 17 февраля 2014

Feb 22, 2014 02:11

Меня Галя пригласила, и в понедельник я ходила на лекцию Андрея Анатольевича Зализняка "Из русского ударения".
Зализняк - великолепный лектор, поэтому к нему интересно ходить на любые лекции, хоть про берестяные грамоты, хоть про что угодно ещё.
На этот раз он рассказывал о том, как было, по предположениям славистов, устроено ударение в древне-русском языке, и какой переходный процесс мы можем наблюдать сейчас.
Поскольку сейчас в русском языке нет общего правила о том, как ставить ударение, то многие формы нам приходится просто запоминать.
Тем не менее, про какие-то незнакомые нам слова мы можем обычно предположить - где именно стоит в них ставить ударение.





Альбом: Зализняк

Андрей Анатольевич Зализняк



На лекцию приехали ученики из разных школ, в том числе из 179.
Места в зале быстро закончились, некоторые из школьников вскарабкались под потолок и сидели там.

В качестве примера Андрей Анатольевич привёл ныне не употребляющееся слово "десятерник".
Даже те, кто ни разу не использовал и не встречал это слово, всё равно однозначно понимают, где поставить ударение в этом слове, и где - в форме "два десятерника".

В некоторых языках этой проблемы "куда поставить ударение" вообще нет.
Во французском языке ударение чаще всего ставится на последнем слоге, в чешском и латышском - чаще всего на первом, в польском - на предпоследнем.
А вот в русском языке всё намного сложнее.

Вот, к примеру, один корень -голов-.
голова, две головы, головой, головкой.
Ударение во всех этих формах мы просто помним.

Более того, во всяких длинных словах мы ухитряемся тоже его ставить однозначно:
перераспределено, выкристаллизовавшийся.

Языки медленно и неуклонно меняются, и в том числе может меняться система ударений.
Это может занимать 300-1000 лет.
Мы как раз находимся посередине, какие-то старые правила уже утрачены, новые ещё не вполне прижились.




В древне-русском языке была весьма стройная система расстановки ударений, сейчас она сохранилась в части случаев.
Вот, к примеру, ещё недавно правильным ударением было

"на пять", "на шесть", "на семь", на восемь", "на девять", "на десять", но сейчас уже многие не говорят "на семь", а говорят по аналогии с остальными - "на семь".
и до сих пор сохранилось "семнадцать", "восемнадцать".



А так выглядит переход от старой системы к новой на примере глаголов.
(красным - новая норма, зелёным - старая)

А вот весьма приятная задачка, которую Зализняк предложил слушателям:


Красным отмечена новая норма, зелёным - старая.
Какое правило общее для всех этих изменений?

Всё не буду пересказывать, но было чрезвычайно интересно.
Не знаю, насколько эти дети осознают, сколь великий учёный перед ними выступал...

лекция, русский язык, школа, Зализняк

Previous post Next post
Up