Гиперактивные дети - что реально помогает?

Oct 16, 2013 21:12

В последнее время у нас стали часто ставить диагноз СДВГ всем подвижным и активным детям.
Но поставить диагноз - мало,
надо ведь научить дальше всю семью и самого ребёнка - как с этим жить,
что можно и нужно делать,
и что не рекомендуется.
А у нас, как я вижу, чаще всего просто констатируют:
"Да, он у вас такой шустрый и непоседливый, тяжело ему будет в школе!"
И всё.
Разбирайтесь сами - как хотите.
У Катерины Мурашовой есть книжка "Дети-тюфяки и дети-катастрофы",
там как раз обсуждается много разных ситуаций с такими детьми.

Но часто случается, увы, что ни учителя, ни воспитатели, ни педагоги развивающих центров, ни сами родители никаких таких книжек не читали, и понятия не имеют, что же делать с такими детьми.

Гиперактивность бывает выражена сильнее или слабее,
но зачастую эти шустрики при всём том не отличаются хорошей координацией,
могут налетать на людей и на предметы,
ударяя других и себя,
круша предметы,
создавая много шума на ровном месте.

Если их попытаться усадить и вынудить их сидеть тихо, они начинают ёрзать, падают со стула, толкают соседей,
восполняя таким образом нехватку движений.
А от активных подвижных игр они часто перевозбуждаются - и потом уже совсем "теряют тормоза", не могут остановиться.

Что же делать?
Наказывать и ругать - не помогает.
Зачастую такой ребёнок и рад был бы посидеть тихо - но не может.

Я обычно стараюсь начать с того, что ввожу чёткие правила и границы,
и учу ребёнка соблюдать какие-то правила игры.
Сейчас мы все прыгаем, а теперь - тссс! - все спрятались в свои домики и спят.
Теперь проснулись - и снова прыгаем,
и даже бегаем - но ни с кем не сталкиваемся.
А теперь - тсс! - снова все спят.

Ребёнку очень важно самому научиться себя тормозить, не дожидаясь строгих слов и окриков.

Важно находить для такого ребёнка достаточно времени и места,
где он мог бы свободно бегать, прыгать, карабкаться,
бросать камни и палки в воду,
сбивать палкой траву,
громко кричать -
но при этом уметь останавливаться и не делать всё это в других местах.

И самое главное, как мне кажется - учить ребёнка переключаться с шумного на тихое, с беготни на неподвижность.
все вариации игр на "замри-отомри",
"колдунчики"
"прятки" -
и любые игры, в которых ребёнок сам тренируется сидеть тихо или стоять, замерев неподвижно.

Всё это срабатывает - не сразу, не быстро, но становится лучше.

Ещё таких детей бесполезно заставлять сидеть ровно - они не могут.
Залезают на стул коленками, садятся боком, ложатся на парту, сползают под стол...
И зачастую, пока они двигаются, им проще думать,
а если они сидят неподвижно, то тратят на это очень много усилий - и им нечем думать.

И ещё этих детей надо долго и последовательно учить, что не всем нравится, когда их трогают, толкают, сильно стискивают, и если ты хочешь с кем-то потолкаться и повозиться, то надо сначала спросить - хочет ли этого другой человек.

психология, дети, ссылки

Previous post Next post
Up