Рассвет мы благополучно проспали и не потому, что полночи шумели новоприбывшие постояльцы - это не мешало нам спать почти без просыпу, а скорее потому, что предыдущий день был слишком длинен и насыщеннен, а еще вернее потому, что уж больно не хотелось вылезать в четыре часа из теплой постели в хмурое и сырое утро даже, если оно сулило «шедеврами несомненными». Рассвет хоть и проспали, но встали достаточно рано и к половине одиннадцатого уже были в пути.
Солнце раскочегарило свою сковородку и пекло Землю вовсю на полном огне, день явно обещал быть отличным. Мы направлялись к Наглимозеру,
куда зимой попасть не смогли, уж больно снегу было по колено, и первое, что мы сделали теперь - заблудились еще даже не попав на тропу. С предыдущей зимней вылазки мне хорошо запомнилось, что выйдя из Морщихинской в направлении Масельги сразу за деревней свернуть надо влево и подниматься вверх, в горку. Зимой-то все едино - везде белое поле, а летом горка оказалась свалкой. Вокруг нас вились стайки комаров и отдельные лазутчики умудрялись отведать нашей кровушки пока мы озирались в поисках тропинки или хороших видов для фотографий.
Зимний кадр сделанный практически с той же точки -
http://www.flickr.com/photos/54753394@N05/8160479401/ В лесочке на горке уже начинается широкая тропа со свежескошенной травой и указателями, первый из них уводит от тропы налево, чтоб показать Николин камень. Камень этот - огромный валун уплощенный сверху с углублением, в котором, как говорят, никогда не пересыхает дождевая вода. Хоть и не помнят местные жители, как он связан с Николаем Чудотворцем, назван в его честь, а вода в углублении обладает, по поверьям, целительной силой.
2
3
4
От Николина камня тропа идет через старинные зарастающие поляны - пожни и сенокосные угодья. Тут уже заблудиться трудно, весь путь прокошен и проложен гатями, а иногда и мостиками через особо топкие места.
5
6
Морщихинской уже не видно, а Лекшмозеро проглядывает
7
Тропа предков
Немного умаявшись от жары, мы решили отдохнуть на оборудованной стоянке, но назойливое комарье погнало дальше. Тропа пошла лесом и палящее солнце уже не изводило нас своим навязчивым вниманием. Лесной тропой идти приятно, тем более, что лес здесь настоящий - сказочный. С завалами и вывороченными деревьями, огромные корни которых успели зарасти мхом, солнечными бликами и полутенями, в которых наверняка скрываются известные всем лесные жители и их сказки.
8
9
Руководство Парка тоже приложило руку к тому, чтоб путь прошел не только более или менее комфортно, но и познавательно, а иногда весело. Недалеко от Николиного поклонного креста, который поставили на месте сгоревшей часовни, установили шалаш-чум, который крестьяне в 19 в. использовали во время ночёвок на дальних сенокосах. Выглядит это сооружение несколько нездешне - конусообразно сложенные жерди высотой метра по 4 - эдакий вигвам на русский манер.
10
11
Дальше по тропе встречается интересный арт-объект - картина «Лес». Все гениальное просто. Что может быть лучше, чем сочетание передовых технологий, таких, как онлайн интерактивная трансляция, вкупе с самой Природой?! Сразу представляются экраны, проекции и другие нанотехнологии, но волонтеры, которые участвовали в обустройстве Тропы предков, не без чувства юмора и искорки гениальности. Итак, картина «Лес» Вашему вниманию.
12
Скамеечка, с которой созерцают
13
Собственно, сама картина "Лес"
14
И общий вид
15
Тропинка бежит дальше, петляет среди зарослей черники и выводит на еще одну площадку к дому охотника. Домик не заперт, можно заглянуть внутрь и обнаружить самую простую обстановку - палати, печь из простых камней и обеденный стол. Немного напоминает
масельгский «Рай в шалаше», но тот «Рай», можно сказать люкс-класса, уж больно у охотников все просто, аскетично. Вокруг домика деревья, точнее то, что от них осталось. Стволы, из которых постепенно, по капле, вытекала жизнь вместе со смолой. Таким образом раньше в достаточно больших объемах добывали смолу и делали из нее серу.
16
17
На перекрестке двух троп, у таблички «изба Седого», мы постояли в задумчивости и решили, что пойдем на... лево. Не знаю, правильное ли это было решение или не очень, но к Наглимозеру мы вышли, а вот к ряжевому мостику, который ведет на Монастырский остров, мы не дошли. Тропинка упиралась в озеро, на берегу стояла лодка и гараж для нее, столик и кострище. Мы побродили вокруг, полюбовались озером, в котором по всем признакам должна вольготно обитать Тортилла. И вдруг «гладь старинного пруда», а именно в этом месте, озеро образует небольшую заводь и за счет близкого расположения берегов и соседнего острова, оно не кажется таким большим, как на самом деле, подернулось рябью и мне вдруг почудилось, что сейчас из-за острова выплывет Тортилла на своем плотике влекомом лягушатами, споет свою «...Я сама была такою триста лет тому назад...» и подарит золотой ключик. Но из-за острова выплыла лодка с рыбаками, мы не стали дожидаться пока они причалят, свернули в лес и немного прошли по берегу, он оказался достаточно крутым, а под ногами то тут, то там попадались лисички и даже несколько подберезовиков.
18
19
20
Разыскивать тропу к мосту мы не стали, хотя можно было бы. Ведь на Монастырском острове находятся остатки Наглимозерской пустыни. «В прошлых-де годах построил он, инок Тимофей, ту пустыню, на том Аглиме озере, на острову, на диком лесу, один собою»,- говорилось в царской грамоте 7157 (1649 г). Инок Тимофей из соседнего Ошевенского монастыря в 1642 году получил разрешительную грамоту на постройку храма, а позже еще одну грамоту «на владение Наглим и Сярг озерами с ручьями и островками, Шолмо озеро с лесом и холмами, Лармо озеро, Лебяжье озерко с лесом, пашнями и сенными покосами». В 1645 году на острове построена деревянная церковь Неопалимой Купины с приделом Святого Николая, в 1676 - деревянный храм во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоуста, а в 1811 году - каменная церковь с колокольней Тихвинской Божьей матери с двумя приделами во имя чудотворца Николая и во имя иконы Божьей матери Неопалимой Купины.
При пустыни всегда кто-то жил, местные жители вспоминают кто двоих, кто восьмерых монахов в разное время. Напротив, на материковом берегу озера, в конце 1800 годов образовался хутор - по-лекшмозерски, «на выселке»: один двухконечный дом и большое хозяйство двух братьев - Антона и Михаила, - живших раздельно. Помимо земельных угодий, у них была хорошая кузница. Братья выполняли высокопрофессиональные кузнечные работы (ковали топоры, косы, серпы, лемехи, сошники, ножи, долотца, стамески и т. п.), имели прочные связи с Каргополем для получения дефицитного в этих краях железа, а также занимались выгонкой смолы и дегтя, добывали пушнину. Жили братья зажиточно, т. е. зерна и других запасов собранных осенью хватало до следующего сбора урожая.
В Наглимозерской пустыни богослужения в храмовые праздники - Неопалимая Купины, ни в день иконы Тихвинской Божьей Матери, не проводилось, а только дважды в год - 9 мая и 6 декабря - в дни Святителя Николая. В эти дни сюда совершали паломничество жители соседних деревень.
История Наглимозерской пустыни закончилась так же, как у множества других церквей, в 1930-х годах, когда церкви разбирали на строительство скотных дворов. Кирпичи, какие смогли, увезли по льду зимой в Лекшмозеро (Морщихинскую), но цементовка кладки оказалась столько прочной, что большую часть кирпичей просто побили. Небольшие иконы разобрали по домам, другие - сожгли у разобранных стен. В начале войны хутор насильно расселили под предлогом близкого нахождения к линии фронта, процесс объединения колхозов тогда считали благом...
Современное состояние пустыни - заброшенность и одичалость. Сохранились лишь заваленные кирпичными осыпями фундаменты церкви и колокольни. Все сильно заросло. Поблизости стоит рыбацкая избушка (бывшая монашеская келья), ведь Наглимозеро - любимое место рыбаков. Но на монастырских руинах чьи-то заботливые руки поставили три деревянных креста, один на срубе - большой поклонный крест с памятной табличкой, в пяти метрах - маленький старый деревянный крест. С ним связана интересная история. В пятидесятые годы во время похода за ягодами у мужика из деревни Морщихинская заблудилась в лесу двенадцатилетняя дочка. Все окрестные деревни были подняты на ноги. Ребёнка искали десять дней, но тщетно. И вдруг, через десять дней ребёнок сам вышел из леса. Причём не ободранный и не голодный. На вопросы взрослых девочка ответила, что встретила в лесу доброго старичка, который её приютил, предоставил кров, кормил и поил, а потом вывел из леса к людям, а сам ушёл обратно в лес. В благодарность за спасение дочки отец и поставил на острове на месте пустыни этот поклонный крест. Кто это может быть? Теперь этого уже никто не знает, может один из последних монахов пустыни скрывавшийся в лесах... А может и добрый дед-лесовик из еще одной Лекшмозерской сказки...
Очень жаль, что к ней мы не прикоснулись, зато золотой ключик был почти у нас в кармане. А это «почти» преследовало нас всюду.
При составлении отчета были использованы материалы, кроме найденных в сети, прочитанные в книгах - Традиционный уклад Лёкшмозерья.
Часть 1 и
часть 2. Интересующимся очень рекомендую.
--
Лекшмозерские сказки. Сказка на ночь - закат на Лекшмозере;
Лекшмозерские сказки. К Тортилле в гости - из Морщихинской на Наглимозеро;
Лекшмозерские сказки. К Михал Потапычу на Заимку - из Морщихинской на Охотничью Заимку;
Лекшмозерские сказки. Вступление - Архангельская область, Каргопольский район, Кенозерский Национальный парк, юг - Каргопольский сектор - деревня Морщихинская, Масельга, Думино, Порженское. Июль, 2012.
--
О том, как это было в марте, можно почитать тут:
Нежил. или рай социофоба - рай в шалаше в деревне Масельга;
Вокруг, да около, да по пояс в сугробе - Охотничья Заимка и как мы в лесу бродили;
Цивилизованная глушь - деревня Морщихинская;
Город Тишины на Севере Земного Шара - тихий мартовский город Каргополь.