Карлу Густаву Юнгу посвящается
Архетипы являются, так сказать, скрытыми в глубине фундаментами души ... Это системы установок, которые одновременно являются и образами, и эмоциями. Они передаются по наследству вместе со структурой мозга и, более того, являются ее психическим аспектом.
(с) Юнг "Проблемы души нашего времени"
О чем я думаю, когда смотрю "Дневники вампира" :)))
Я думаю, что совершенно неспроста весь мир массово увлечен вымышленными историями о вампирах в реалиях нашей жизни. Дело в том, что с помощью фэнтезийных образов "вечных" мужчин легче выразить то, что обычно скрыто глубоко внутри каждого человека и что Юнг назвал коллективным бессознательным.
Конкретно в рассматриваемом случае выражением коллективного бессознательного занимаются женщины, пишущие о вампирах. Вот перед нами два образа бессмертных братьев, которые борюся за сердце одной земной девушки. Образ девушки в любом произведении - это анима, а вот образы мужчин - анимусы. Женщинам гораздо проще говорить о последних, так как анимусы принадлежат именно нам. Что конкретно сивмолизирует в вампирских историях юная, но мудрая и добрая девушка, чья любовь является высшим смыслом существования мужчин, понять сложнее, так что речь не о ней.
Итак, два брата, крепкая родственная связь, одна любовь на двоих и сплошные противоречия. Если в общем смысле, то я думаю, что эти два образа символизируют
разный тип любви женщины к мужчине. Я придумала это в середине второго сезона и лишь укрепилась в своем мнении к началу четвертого. Сценаристы, сами того не зная (или зная), просто воссоздали два женских архетипа, двух анимусов. Один из них - Стефан - сивмолизирует первую романтическую любовь. Другой - Деймон - символизирует зрелую любовь. Именно они сражаются в душе женщины, а за этой борьбой наблюдают сотни тысяч женщин по всему миру.
Стефан
Это символ первой, самой чистой любви. Она, наверное, золотисто-розового цвета, как небо на рассвете над уютной зеленой долиной и виднеющимися вдали черепичными крышами маленького городка. Она светлая и вдохновляющая, заставляющая сердце биться в рваном ритме, мотивирующая жить, радоваться и смеяться. Эта та любовь, от которой бабочки в животе и розовые очки на весь угол обзора. Жизнелюбие, надежды, первые вечные клятвы, робкие букеты цветов, танцы, поцелуи, первая ночь на двоих, шепот, звонки таинственные улыбки, которые выдают с головой. Такую любовь должна пережить каждая женщина на заре своей юности, когда только просыпается осознание себя, своей женственности, чувственности. При этом есть много тревоги и совсем не лишним будет опыт безусловного принятия, симпатии и тепла со стороны мужчины. Таков Стефан для Елены в сериале: вечно юный и наполненный собственными фанатзиями о романтичной любви. Он никак не может перерасти в себе того юношу, который верит в силу самой любви, в то, что можно жить ею и принимать решения только на основе чувств. Он раб своих эмоций. Его любовь вечна, чиста и совершенно оторвана от реальности. Кстати, именно наличием такого же образа я бы объяснила ошеломительную популярность саги "Сумерки" у молодых девушек всего мира, так как там показан актуальный для их возраста анимус, романтичный и нежный Эдвард.
В реальной жизни юноша и девушка переживают этот период, взрослея и вырастая из этих отношений. Но Стефан не будет взрослеть никогда. Это объясняет для меня то, почему Елене должно быть всего семнадцать лет, чтобы эта история началась, и то, почему ей так сложно оставить Стефана. Первая любовь не исчезает до конца, все мы ее помним и храним где-то в уголке души как вечный источник тепла и нежности. Но наступает в жизни человека момент, когда любовь проходит ломку и становится взрослой, а вслед за ней должен измениться и сам объект любви. Романтичный юноша должен уйти со сцены, а его место займет взрослый мужчина. И если говорить о сериале, то это, конечно же,
Деймон...
Символ зрелой любви - взрослый и опытный мужчина, избавившися от идеализаций и принципов, которые мешают выживать. Сильный и свободный, в том числе от влияния собственных эмоций. Один факт, на который не сделано никакого акцента в сериале, мне кажется особо важным: Деймон воевал, когда был человеком, в то время как Стефан рос в тепличных условиях отцовского дома. Такой опыт изначально делает старшего брата гораздо взрослее. Любовь для Деймона уже не безусловна, не она захлестывает его, а он сам выбирает любить кого-то. Зрелая любовь - это акт воли, а не взрыв гормонов. В ней есть страсть и вожделение, которые уже лишены лоска романтичности, поэтому взрослый мужчина - провокатор, соблазнитель и ведущий в отношениях. Он принимает решения исходя из своего опыта и уверен в себе. При этом его логика проста: нет ничего важнее жизни, поэтому сначала защитить и спасти, а потом уже спорить о том, может или нет женщина сама принимать решения, а также разговаривать о любви.
Его эмоциональная включенность также не является предустановленной функцией, это также акт воли, его собственное решение заранее подумать о том, причинит его действие боль или нет. Иногда даже понимание этого не останавливает его в действии. Деймон причиняет боль, так как он сильнее и менее трепетный, чем Стефан, участь которого - сдувать пылинки с Елены. Но он всегда окажется между любимой женщиной и опасностью, если будет жив. Он заслонит, увезет, усадит, нальет коньяка, получит пощещину, остановит истерику... Деймон постоянен иначе, чем Стефан: он не исчезнет, когда будет нужен, не обидится, не откажет своей любимой, даже если она причиняет боль. Потому что все его действия - это его выбор, а не ее заслуга. Елене остается либо принимать его любовь, либо отказываться от нее, но она не может влиять на его чувства. Деймон опасен, так как с ним Елена никогда не будет чувствовать себя хозяйкой положения, а значит, придется смиряться и подчиняться, если она выберет его, надеясь на то, что он станет любить ее достаточно долго.
И она никогда не сможет до конца понять и предсказать его действия, так что придется брести по дороге отношений практически вслепую, как и происходит в реальной жизни, когда нельзя заглянуть за следующий угол. Возбуждающее действие такого мужчины рядом практически невозможно переносить. Деймон не будет стоять с цветами под балконом, для него пора романтических чувств и той самой первой любви уже оставлена в прошлом. Он требует взрослого отношения к себе, поэтому восемнадцатилетней Елене так сложно перейти от одной любви к другой, вряд ли ее можно назвать достаточно взрослой для этого.
В душе каждой взрослой женщины должны быть обе эти части - образ первой любви и образ взрослого мужчины, которые дополняют друг друга, выполняют каждый свою функцию и сменяют друг друга естественным порядком, помогая определиться в реальных отношениях. И по логике реальной жизни Елена должна рано или поздно оставить Стефана, распрощаться со своей первой любовью и вступить в зрелые отношения с Деймоном. Но кто их знает, этих сценаристов :)
Юнг в тридцатые годы писал: "Любую человесечкую реакцию, непропорциональную вызвавшей ее причине, необходимо исследовать и на предмет того, не обуславливалась ли она одновременно и архетипом". Видел бы он сегодня фан-группы сериалов, вот уж где непропорциональные эмоциональные реакции... И какое пространство для исследований архетипов, мммм!
И последнее. За пять лет лекций и всего остального ни один из наших преподавателей и словом не обмолвился о том, что Юнг занимался исследованиями в области психологии наций и гендерной психологии, при упоминании которых мой внутренний психолог захлебывается слюнками. Это будет сложно, но мне придется простить им это.