Почему перестали сниться сны, которые так часто приходилось смотреть в ранней юности? Наверное, всё-таки потому, что сны - это всего лишь мы сами, а не что-то извне принесённое
( Read more... )
точного ответа у меня нет, скорее есть некоторые мысли...
сны детства, как и само оно, у меня связаны с богатством света. безмятежость. простота в хорошем ее понимании. а юность - пора перехода из детства во взрослую жизнь: пора, когда начинает давать знать о себе наше падшее, наша способность поддаваться воздействию извне и к тому же воздействию враждебному. Поэтому я думаю, Вы неправы, когда говорите, что "сны - это всего лишь мы сами, а не что-то извне принесённое". ТАК можно говорить только о снах детства, а Вы отнесли это к поре мятежной. Обратите внимание: Ваш "прекрасный сон" (привнесенный извне - я настаиваю на этом) "по пробужении наполнял такой же почти невыносимой печалью". Если бы я не читал Иоанна Кронштадтского, то возможно принял бы Вашу точку зрения, но святой (и не он один) утверждает, что действие враждебных нам духов всегда привносит в ЧИСТУЮ душу негатив. Разумеется, что в ту пору Ваша душа была чиста (надеюсь, что и сейчас она в таком же состоянии), и потому показывая ей "картинки" прекрасного сна (а у католиков на этом стоит их мистика - "представь себе" говорит Игнатий Лойолла), враг опустошает Вас пробуждением в реальность. По прошествии сна дух Ваш уныл и печален, и такой дух не сможет противится и его легко можно колебать из одной крайности в другую. Таково свойство многих художественных натур. Пока не выработан стержень духа, враг пытается снами и фантазиями просеивать нас через свое сито. А натур менее художественных, и более преданных материальному - он колеблет иным ситом - желанием заработать, вкусно и много поесть и т.д. Да всего и не перечислить. Потому я стараюсь забыть прошлые сны (юности), хотя они меня также тревожат. А сны детства - это состояние, которое мы утеряли безумной юностью, и к которому снова призваны. возвратить утраченное и на его основе приходить к Тому, Кто сказал: "пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное".
Ну, я бы совсем не обиделась, если бы Вы признали состояние моей души плачевным. В конце концов, даже при столь размеренной и уединённой жизни, как моя, невозможно было не насобирать всякого мусора (но не сказала бы - грязи: это слово слишком определённо принято понимать). Когда-то, в неофитские времена, страшно возмущалась, если мне внушали, будто прекрасные сны (в том числе с участием ангелов или особо прекрасных юношей) - это вражеские сны, а разные "страшные" сны приходят с десной стороны. Ну как же, разве прекрасное по виду может быть отвратительным по сути! К сожалению (или к счастью) с годами пришлось согласиться с таким положением дел. Поэтому совершенно согласна с Вами относительно юности. А вот детство... Тут не всё так радужно у меня. Самый важный сон моего детства я сейчас помню, как будто он снился вчера: я бегу вдоль нашего озера в деревне, впереди идёт моя мама, и я никак не могу её догнать, а в голове только одна мысль: "Она же не туда идёт!" Когда мне всё это постоянно снилось, я была совсем малышкой, не старше семи лет. Вообще что за вещь такая - "счастливое детство" - я не имею представления. Прошу прощения, не уверена, что это Вам интересно, Олег, но как-то вдруг захотелось рассказать. Вообще-то я человек скрытный.
в моих "детских" снах тоже было полно всяких ужасов - атомный налет вражеской авиации, фашисты, танки и пр. но такие сны детства - это и есть признак нашей греховности от рождения, нашей изначальной пораженности грехом (страх низменный, не по Богу, а за тело). Их первые появления именно "датируются" где-то в пять-шесть лет, потому что нами уже усвоен небольшой опыт греха: мы видим ссоры и насилие, нам рассказывали страшные истории и пр. и мы уже боимся, а боящийся, как известно, в любви несовершенен. Изгнать этот животный страх - и сны изВНЕ исчезнут или по крайней мере перестанут нас тревожить. Потому нам и заповедано святыми - не разбирайте свои сны, т.е. проходите мимо них. И если они были от светлых - то те не обидятся, а если от темных - то мы будем обезопашены.
дух Ваш уныл и печален,natalja_redNovember 7 2010, 18:44:04 UTC
побродила по комментам, не согласилась с интерпретацией Вашего собеседника. То, как Вы описали печаль наяву показалось мне не унынием, а следствием неизбежным: чем прекрасней сон, тем сильней его утрата. И печаль - не протяженность, а интенсивность. Так?
Re: дух Ваш уныл и печален,jane_eyre_frNovember 7 2010, 19:40:08 UTC
И тем не менее, он прав. Хотя бы потому, что он не барышня, которая рада восторгаться по поводу и без повода, а потом плакать (как я, да, думаю, и Вы). Мужской взгляд на вещи мне порой кажется более духовно здравым, чем женский. Разве душевнополезно - любить больше сны, чем реальность? Да, поэзия милее прозы, поэзия жизни в том числе, но проза - честнее. И я уже начинаю опасаться, что мне нечего будет сказать Богу в своё время для оправдания своего существования в этом мире. У Эндрю Нортона в одном романе была такая фишка: якобы где-то находились врата в другую реальность, через которые человек попадал в такой мир, который ему больше всего подходил. Не идеальный мир, а словно бы его собственный. Вот такой мир для меня были сны когда-то. Там всё есть, только Бога нет.
Re: дух Ваш уныл и печален,natalja_redNovember 8 2010, 09:38:24 UTC
Прав, потому что мужчина - мне нравится. "Барышня, которая рада восторгаться по поводу и без повода, а потом плакать," - это не я, жизнь сурова. Не согласна с тем, что Бога нет в снах, в поэзии (не сочтите за прелесть).
Практически не сомневалась, что несмотря на моё объяснение, поймёте именно так: будто я считаю, что качество ума обратно пропорционально длине волос. Отнюдь. Для меня прав не любой мужчина, и уж точно не тот, который не может пятидесятый псалом без ошибок прочитать, как мои подопечные на клиросе (обижаются хуже детей на замечания, такой неадекват, что за голову хватаюсь). Просто в конкретном случае к теме лучше подходить без эмоций, а женщинам это сделать невозможно, у них повсюду поэзия. По-моему, я не утверждала, что в снах и поэзии Бога нет. Богодухновенная поэзия - это факт. И в снах Он тоже есть, в тех снах, где Он показывает, каково это, когда Его нет: в снах про ад. Мне периодически снятся такие.
Мне нравится - я написала без иронии. Улыбки я отмечаю молодежным :). Вообще, обрывочность камментов препятствует взаимопониманию, верному толкованию мыслей. Но с преимуществом общения как такового не поспоришь.
Re: дух Ваш уныл и печален,oleg_plaskanichNovember 7 2010, 20:57:47 UTC
Вы верно сказали ловами взрослого человека: "чем прекрасней сон, тем сильней его утрата". А теперь попробуйте разобрать свои ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ и ТЕПЕРЕШНИЕ сны в этом контексте. В нашем безмятежном, безоблачном детстве переход от прекрасного сна к реальности не нес за собой печали, потому что все (и сон и реальность) в детстве прекрасны. Это априори, конечно. И только в юности с появлением реального опыта греха внешним мир В НАШИХ ГЛАЗАХ начинает тускнеть(потому что сам он остался неизменным, но МЫ стали смотреть на него через закопченые стекла души): краски блекнут, лица сереют, мы начинаем замечать мрачные тучи, пронизывающий ветер и безжалостный дождь. Но ведь раньше они были другими: тучи - кудрявыми, ветер - веселым, дождь - бодрящим (помните - бегать под дождем!). Потому переход о тсна к реальности неизменно сопряжен С УТРАТОЙ. Как нам кажется, опять же. Потому что нет никакой внешней утраты: реальность та же как и в детстве и закаты те же что и много лет назад... Утрата произошла ВНУТРИ НАС: с опытом приобретенного (ИЗВНЕ) греха мы потеряли ощущение реальности, а взамен (именно взамен, потому что отдали одно, истинное, а приняли внутрь иное, ложное) получили лишь фантазию, отражение в кривом зеркале приобетенных страстей. Так блудник в любом встеченном на бульваре человеке обязательно заподозрит того, кто вышел "на охоту", так вор в каждом лезущем в окно заподозрит только домушника, а не человека, который забыл дома ключи, а дверь захлопнулась... ЮНОСТЬ с ее страстями может никогда не закончится, и во взрослом возрасте это проявляется именно желанием человека разгадывать свои сны. Мы продолжаем жить фантазией, привносимой извне, остаемся игрушками в руках тех, кто эти фантазии нам постоянно привносит в часы, когда мир с его иными (более грубыми) страстями отходит на второй план бытия.
Нет, взрослые слова принадлежат natalja, а я ещё очень маленькая...
О юность, только бы она была! Пусть и со страстями!
От разгадывания снов меня очень легко и быстро (при помощи епитимьи) отучил духовник.
Я Вам говорила, Олег, что Вы поэт, а Вы отшутились только. Но ведь правда, у Вас прозаический текст (безусловно, не каждый) читается как поэтический, а это талантливо. (Только не вообразите, что это лесть или иное что-то неискреннее: больше всего на свете я ненавижу лицемерие)
Да, и вот ещё по теме: утрата имеет ещё одну интересную сторону: когда о ж и д а е ш ь что-то получить и всё-таки не получаешь - вот это, по-моему, самая страшная утрата...
"Я Вам говорила, Олег, что Вы поэт, а Вы отшутились только" С преподобным преподобен будешь... :)
Вот хотел было у себя ссылку дать на этот разговор по причине его интересности, а теперь ... сами понимаете - УЖЕ ПОЛУЧИЛ ТО, ЧТО ХОТЕЛ - ПОХВАЛИЛИ! Для моего тщеславия достаточно (а то вдруг еще в пух и прах разнесут, а так глядишь в узком кругу и за старца сошел :) )
Ну уж и за старца! Максимум, за младостарца. (шучу, шучу!) Вы поэтичны в литературном смысле. Об остальном не могу судить, поэтому и не сужу. Я понимаю, что мой дневник - не до такой степени мой, как тот, что лежит в ящике комода, правила я уважаю, но если возможно, не давайте, пожалуйста, ссылки на мой LJ; дружеская просьба.
Re: дух Ваш уныл и печален,natalja_redNovember 8 2010, 10:13:03 UTC
Это только один из вариантов интерпретации, при всем моем к Вам уважении. Я отнюдь не за разгадывание снов, и уж тем более - не за "увязание" в них. "Прекрасный и яростный мир" реальной жизни - взрослой - "жизнь, как она есть" - единственно возможен как путь. Сон - это миг, состояние, оттенок - приятный или не очень. Нам тут с jane_eyre_fr , видимо, с детством не повезло, поэтому тучи были не всегда кудрявыми :), а детские сны - безоблачными. Впрочем, отвлеклась. По сути: вот хочется, все-таки, jane_eyre_fr в лицо посмотреть спутнику во сне, а вдруг - не бес? Я за трезвение. Но и за поэзию, за чувство. За сны от Бога (без прелести, конечно).
сны детства, как и само оно, у меня связаны с богатством света. безмятежость. простота в хорошем ее понимании.
а юность - пора перехода из детства во взрослую жизнь: пора, когда начинает давать знать о себе наше падшее, наша способность поддаваться воздействию извне и к тому же воздействию враждебному. Поэтому я думаю, Вы неправы, когда говорите, что "сны - это всего лишь мы сами, а не что-то извне принесённое". ТАК можно говорить только о снах детства, а Вы отнесли это к поре мятежной.
Обратите внимание: Ваш "прекрасный сон" (привнесенный извне - я настаиваю на этом) "по пробужении наполнял такой же почти невыносимой печалью". Если бы я не читал Иоанна Кронштадтского, то возможно принял бы Вашу точку зрения, но святой (и не он один) утверждает, что действие враждебных нам духов всегда привносит в ЧИСТУЮ душу негатив. Разумеется, что в ту пору Ваша душа была чиста (надеюсь, что и сейчас она в таком же состоянии), и потому показывая ей "картинки" прекрасного сна (а у католиков на этом стоит их мистика - "представь себе" говорит Игнатий Лойолла), враг опустошает Вас пробуждением в реальность. По прошествии сна дух Ваш уныл и печален, и такой дух не сможет противится и его легко можно колебать из одной крайности в другую. Таково свойство многих художественных натур. Пока не выработан стержень
духа, враг пытается снами и фантазиями просеивать нас через свое сито. А натур менее художественных, и более преданных материальному - он колеблет иным ситом - желанием заработать, вкусно и много поесть и т.д. Да всего и не перечислить.
Потому я стараюсь забыть прошлые сны (юности), хотя они меня также тревожат. А сны детства - это состояние, которое мы утеряли безумной юностью, и к которому снова призваны. возвратить утраченное и на его основе приходить к Тому, Кто сказал: "пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное".
вот такие мои мысли.
Reply
Когда-то, в неофитские времена, страшно возмущалась, если мне внушали, будто прекрасные сны (в том числе с участием ангелов или особо прекрасных юношей) - это вражеские сны, а разные "страшные" сны приходят с десной стороны. Ну как же, разве прекрасное по виду может быть отвратительным по сути! К сожалению (или к счастью) с годами пришлось согласиться с таким положением дел. Поэтому совершенно согласна с Вами относительно юности.
А вот детство... Тут не всё так радужно у меня. Самый важный сон моего детства я сейчас помню, как будто он снился вчера: я бегу вдоль нашего озера в деревне, впереди идёт моя мама, и я никак не могу её догнать, а в голове только одна мысль: "Она же не туда идёт!" Когда мне всё это постоянно снилось, я была совсем малышкой, не старше семи лет. Вообще что за вещь такая - "счастливое детство" - я не имею представления.
Прошу прощения, не уверена, что это Вам интересно, Олег, но как-то вдруг захотелось рассказать. Вообще-то я человек скрытный.
Reply
и мы уже боимся, а боящийся, как известно, в любви несовершенен. Изгнать этот животный страх - и сны изВНЕ исчезнут или по крайней мере перестанут нас тревожить. Потому нам и заповедано святыми - не разбирайте свои сны, т.е. проходите мимо них. И если они были от светлых - то те не обидятся, а если от темных - то мы будем обезопашены.
Reply
Reply
но не теряйте бдительности.
Reply
Reply
У Эндрю Нортона в одном романе была такая фишка: якобы где-то находились врата в другую реальность, через которые человек попадал в такой мир, который ему больше всего подходил. Не идеальный мир, а словно бы его собственный. Вот такой мир для меня были сны когда-то. Там всё есть, только Бога нет.
Reply
"Барышня, которая рада восторгаться по поводу и без повода, а потом плакать," - это не я, жизнь сурова.
Не согласна с тем, что Бога нет в снах, в поэзии (не сочтите за прелесть).
Reply
По-моему, я не утверждала, что в снах и поэзии Бога нет. Богодухновенная поэзия - это факт. И в снах Он тоже есть, в тех снах, где Он показывает, каково это, когда Его нет: в снах про ад. Мне периодически снятся такие.
Reply
Reply
ЮНОСТЬ с ее страстями может никогда не закончится, и во взрослом возрасте это проявляется именно желанием человека разгадывать свои сны. Мы продолжаем жить фантазией, привносимой извне, остаемся игрушками в руках тех, кто эти фантазии нам постоянно привносит в часы, когда мир с его иными (более грубыми) страстями отходит на второй план бытия.
Reply
О юность, только бы она была! Пусть и со страстями!
От разгадывания снов меня очень легко и быстро (при помощи епитимьи) отучил духовник.
Я Вам говорила, Олег, что Вы поэт, а Вы отшутились только. Но ведь правда, у Вас прозаический текст (безусловно, не каждый) читается как поэтический, а это талантливо. (Только не вообразите, что это лесть или иное что-то неискреннее: больше всего на свете я ненавижу лицемерие)
Да, и вот ещё по теме: утрата имеет ещё одну интересную сторону: когда о ж и д а е ш ь что-то получить и всё-таки не получаешь - вот это, по-моему, самая страшная утрата...
Reply
С преподобным преподобен будешь... :)
Вот хотел было у себя ссылку дать на этот разговор по причине его интересности, а теперь ... сами понимаете - УЖЕ ПОЛУЧИЛ ТО, ЧТО ХОТЕЛ - ПОХВАЛИЛИ! Для моего тщеславия достаточно (а то вдруг еще в пух и прах разнесут, а так глядишь в узком кругу и за старца сошел :) )
Reply
Я понимаю, что мой дневник - не до такой степени мой, как тот, что лежит в ящике комода, правила я уважаю, но если возможно, не давайте, пожалуйста, ссылки на мой LJ; дружеская просьба.
Reply
Reply
Сон - это миг, состояние, оттенок - приятный или не очень.
Нам тут с jane_eyre_fr , видимо, с детством не повезло, поэтому тучи были не всегда кудрявыми :), а детские сны - безоблачными.
Впрочем, отвлеклась. По сути: вот хочется, все-таки, jane_eyre_fr в лицо посмотреть спутнику во сне, а вдруг - не бес?
Я за трезвение. Но и за поэзию, за чувство. За сны от Бога (без прелести, конечно).
Reply
Leave a comment