Цреда - город Йоравама сына Невата, царя Израиля

Feb 24, 2020 21:07

На вершине утеса, что над глубоким ущельем Шило находится хирбет бнат-бер - возможно библейский город Цреда, город 1-ого израильского царя Йеровама Бен Невата, и Йоси Бен Элиозер, человек Цреды из Талмуда....
Крепость хорошо уреплена самой природой - со всех сторону крытые склоны и единственный проход легко защитить башней.
Почему маленькая самарийская деревенька нуждалась в таких серьезных укреплениях?
Ответ на этот вопрос в приключенческом рассказе из библии, рассказе о Йроваме - герое и мятежнике, который стал первым царем Израиля....



Маршрут начинаем прямо от ворот поселка Педуэль сначало вдоль забора через оливковую рощу, в сторону ущелья Шило. Почти сразу виден и утес с Цредой. На противоположном склоне - 4 кипариса , по ним и будем определять дорогу.
пересекаем широкий овраг и через 300м поднимаемся на горку с отличным видом.
От сюда идем на юг по тропе с красной разметкой и уже через 200м - мы около водосборника. Который используется местными жителями как миква.
Продолжаем спускаться через рощу рожковых деревьев, пересечем вади и начнем подниматься примерно на трети подъема доходим до 4 кипарисов, которых видели вначале. Около кипарисов еще один колодец. Тут можно увидеть традиционный фильтр поступающей а=воды - кустик сиры.
100м западнее - большое рожковое дерево и квадратное строение из больших камней.
Арабы называют это строение - хиндак. И скорее всего это сторожевая башня периода железа (израильского царства) именно на дороге в Цреду.
В Цреду можно попасть двумя путями - от русла нахаль Шило и нашим путем.
Так же по дороге от ущелья Шило есть охранная башня. Несомненно эти башни указывают на большую важность города.

А ведь по Танаху именно Йоравам укрепил город и сделал его административной столицей и именно с этого места началось его восстание против Иудеи...

Что явилось причиной восстания? Вполне справедливые требования "цедек хеврати". Шломо обложил народ данью и использовал казну для строительства личных храмов своих языческих жен:

"И кроме дочери Паро любил царь Шеломо многих чужестранных женщин: Моавитянок, Аммонитянок, Эдомеянок, Цейдонянок, Хэйтиянок - из тех народов, о которых Йеhова сказал сынам Исраэйлевым: “Не идите вы в среду их, и они пусть не входят в среду вашу, потому что они неизбежно склонят сердце ваше к своим Элоhим”, - к ним прилепился Шеломо любовью.
И было у него семьсот жен-княгинь и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
И было, в пору старости Шеломо жены его склонили сердце его к иным Элоhим, и не было сердце его полностью (предано) Йеhове, Элоhим своему, как сердце Давида, отца его.
И последовал Шеломо за Ашторэт, Элоhим Цидонским, и за Милкомом, мерзостью Аммонитян,
И делал Шеломо злое в очах Йеhовы, и не (следовал) полностью за Йеhовой, как Давид, отец его.
Тогда построил Шеломо (жертвенное) возвышение Кемошу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Йерушалаимом, и Молэху, мерзости сынов Аммоновых.
То же сделал он для всех чужестранных жен, которые приносили воскурения и жертвы своим Элоhим.
****
Йаровам, сын Невата, Эфрати ( колена Эфремова) из Црэйды, - имя матери его Церуа, вдова, - раб Шеломо, и он поднял руку на царя.
И вот как случилось, что поднял он руку на царя: Шеломо, построив Милло, закрыл пролом в (стене) города Давида, отца своего.
Йаровам же был человек мужественный. Шломо, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, назначил его (надсмотрщиком) над всеми работниками (из) дома Йосэйфа.
И было, вышел в то время Йаровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое.
И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков,
И сказал он Йароваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Йеhова, Элоhим Исраэйлев: “Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен;
А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради Йерушалаима, города, который Я избрал из всех колен Исраэйлевых,
Потому что они оставили Меня и стали поклоняться Ашторэт, Элоhим Цидонскому, и Кемошу, Элоhим Моавитскому, и Милкому, Элоhим сынов Аммоновых, и не пошли путями Моими, чтобы делать то, что праведно в очах Моих и (соблюдать) уставы Мои и законы Мои, как делал Давид, отец его (Шеломо).
И не возьму Я всего царства из руки его, но оставлю Я его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал (и) который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои.
Но возьму царство из руки сына его и отдам тебе (из него) десять колен,
А сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни предо Мною в Йерушалаиме, городе, который Я избрал Себе для обитания там имени Моего.
И тебя Я возьму, и ты будешь царствовать надо всем, чего пожелает душа твоя, и будешь ты царем над Исраэйлем.
И будет, если ты послушаешь всего, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими, и делать то, что праведно в очах Моих, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал Давид, раб Мой, то Я буду с тобою и устрою тебе дом верный, как устроил Я Давиду, и отдам тебе Исраэйля.
И унижу Я за это потомство Давидово, но не навсегда”.
И хотел Шеломо умертвить Йаровама, но Йаровам встал и убежал в Египет к Шишаку, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Шеломо.
Остальные же слова Шеломо и все, что он сделал, и мудрость его описаны в Книге деяний Шеломо."
( Мелахим1-11)

Т.е. Йоравам выступил с вполне легитимными требованиями к зазнавшемуся царьку и вначале показал себя только с положительной стороны!
Потом, правда, он укрепляя свое царство настроил тут культовых центров ну и конечно в иудейском Танахе не заслужил о собе доброй памяти...

А мы тем временем продолжаем подъем юго-западнее к широкому повороту русла. Потом западнее по высеченным ступенькам до вершины утеса Цреды.
С вершины горы за один миг нам открылся восхитительный вид с высоты 200м на крутой изгиб ущелья
В центре этого почти круга - развалины хирбет Балата, которые определяют как Цреду периода 2-ого Храма, от куда родом Ёоси Бен Елизер, упоминаемый в Мишне.
Напротив ,на южном отроге ущелья - поселок Бейт Арье и деревня А-Лубан
Слеваа от Бейт Арье - деревни Абуд и Бейт Рима. Эти две арабские деревни сохранили свои названия с периода 2-ого Храма и упоминаюся они в Мишне как производителя качественного масла для Храмовых нужд.

Еще западнее - высотки Гуш дана, а восточнее - Ариэль.
Горы Гризим и Эйваль тоже видны на горизонте.
Самое защищенное естественными склонами место на утесе - с южной стооны. И именно тут многочисленные высеченные с/х сооружения, в основном для выжимки масла и цистерны для воды. Тут было последнее самое укрепленное убежище жителей города во время войн и осады.

Остатки самого города, включающие и типичный периода заселения 4-площадний дом, найденны на северной части холма. Сейчас почти все это покрыто посадками олив.
В апреле -мае на вершине холма цветет ирис арам-наараим, высокий сиреневый цветок.

С вершины мы немного вернемся на восток и продолжим еще 150м до широкой карстовой пещеры. Заходим и обнаруживаем себя прямо над ущельем Шило!
Красочное место, идеальное для привала.

шомрон

Previous post Next post
Up