Геология северной части Иудейской пустыни характеризуется особой конфигурацией, называемой Хатрурим -Hatrurim Formation. Пейзаж тут состоит из тысяч конических и трапециевидных округлых холмов, а между ними - русла ущелий. По этим пустынным холмам с древности ходили караваны верблюдов по своим верблюжий тропам. У верблюдов есть удивительной способность вычислить оптимальный переход при минимальных усилиях.
Еще одна характерная деталь геологической формации - разнообразием минералов различных цветов. Иногда скалы выглядят как цветные экспонаты с оттенками зеленого, красного и черного. Внутри скал много полос и трещин, также окрашенных в оттенки зеленого, пурпурного, желтого и белого. Эти цветные скалы такие же как скалы района Маале Адумим, на иерихонской дороге, совсем не далеко от сюда. Еще в библейские времена заметили красные скалы и в честь них назвали красной горкой:
"....Затем восходит граница к Девиру от долины Ахор и на севере поворачивает к Гилгалу, что против Маалэй-Адуммим..." (Книга Йеошуа, 15)
Арабы сохранили исконные еврейские названия и от сюда - Хан Эль-Ахмар.
В свое время название "Хатрурим" взято именно из арабского слова Хан Хатрура, обозначающего место - место с цветными камнями.
Каждый, кто пересекает Израиль с запада на восток, проходя через густую растительность средиземноморской рощи, через пару километров водораздела на вершине горы, спускается в сторону иудейской пустыни и конечно задает вопрос - как так получилось, что именно тут вдруг безводная пустыня?
В отличие от Негева, Иудейская пустыня не является частью той полосы пустыни, которая окружает Земной Шар от Сахары на западе через Синай и Саудовскую Аравию и далее на восток. Иудейская пустыня засушливая из-за уникального местного феномена, называемого «пустыня в тени дождя». Западный ветер приносит влажный воздух из Средиземного моря и поднимается на восток по Хевронским горам, Гуш-Эциону и Самарии, высота которых превышает 1000 метров. На этой высоте атмосферное давление воздушной массы по сравнению с уровнем моря быстро снижается, и поэтому температура также падает из-за термодинамического процесса, называемого в физике «адиабатическое охлаждение», на котором основан каждый холодильник и кондиционер. Температура падает настолько, что конденсируется влажность воздуха и идет сильный дождь в Иудейских горах, отсюда вытекают многочисленные источники в горах Гуш-Эцион. Именно эти родники служили источником древних акведуков, которые доставляли воду в Иерусалим со времен 2-ого Храма. По мере того, как облака скользят над пустыней на пути к Мертвому морю, самой низкой точке в мире, перепады высот увеличивается и атмосферное давления воздуха увеличивается. На этот раз в процессе «адиабатического нагрева», который также лежит в основе компрессора каждого холодильника и кондиционера, температура воздуха поднимается, а влажность воздуха уменьшается настолько что, облака в пустыне не могут пролиться дождем.
При всем уважении к геологии, иудейская пустыня Иуда находясь на периферии Иудеи, на ее границах, но при этом - пустыня святого Града - мощный культурный и духовный заряд... Именно тесная связь между Иерусалимом и пустыней сделала нас евреями, а Иерусалим - городом Бога. Каждый, посещающий пустыню, чувствует насколько мы малы и слабы перед вечностью, насколько мы зависимы от природы и вто же время насколько мы близки к великому...
В завершении малопосещаемого пешего маршрута по пустыни, вспомним и псалом царя Давида:
(63) когда был он в пустыне Иудейской. Б-г, Б-г мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной и усталой, безводной...
Вспомним и историю царя Иосафата. Многочисленные археологические находки, найденные в царском доме Ахава, сделалили его для истории самым важным царем в Израиле. Но Книга Хроник учит нас, что Ахав считается архетипом злого царя, а Иосафат, живший в то же время, был его антиподом. Политически и экономически он был, вероятно, более успешным, чем Ахав. Иосафат, царь Иудейский, описан как праведный и возлюбленный царь для людей делавший то, что было правильно в глазах Бога. В то же время, к удивлению, у Иосафата была сильная и победоносная армия, которая отлично справлялась против всех соседних народов. Он укрепил крепости в пограничных городах, развил торговлю, внес конституционные реформы в иудаизм. В своей праведности он был вторым после царя Давида. Иосафат также имел хорошие отношения с Ахавом, который был его зятем. Иосафат был женат на сестре Ахава. Более того, его сын Иорам был женат на дочери Ахава. Библия рассказывает о Иосафате, который гостил у Ахава и принимал участие в военном походе Ахава против Неемана, где Ахав нашел свою смерть.
Район Иудейской пустыни, который мы посетили, назван в Книге Хроник (Паралипоменон, «Диврей-xа-ямим»)- Пустыня Текоа. От Текоа, рядом с Иродионом, спускается Нахаль Текоа к ущелью Даргот, а оттуда - к Мертвому морю. Ущелье южнее - это Хацацон, а севернее - это ущелье Тамарим.
Книга Хроник описывает совместное сражение Моава и Аммона против Иосафата, царя Иудейского в пустыне Текоа:
И после сего пошли сыны Моава и сыны Амона, а с ними (некоторые) аммонитяне (амалэйкитяне) войною на Йеошафата. И пришли и донесли Йеошафату, говоря: Идет на тебя рать великая из-за Мертвого моря, от Арама, и вот они в Хацацон -Тамар, он же Эйн-Гэдди....
И встали они рано утром, и выступили в пустыню Тэкоа. И когда они выступили, встал Йеошафат и сказал: Послушайте меня, Йеудеи и жители Йерушалаима! Верьте Г-споду, Б-гу вашему, - и будете надежными, верьте пророкам Его, и вы преуспеете. И совещался он с народом, и поставил певцов Г-споду, что восхваляли в благолепии святом, выступая перед авангардом и говоря: "Славьте Г-спода, ибо вовек милость Его!" И в то время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду (возбудил распри между) против сынов Аммона, Моава и (жителей) горы Сэйир, пришедших на Йеудею, и они были поражены. И восстали сыны Аммона и Моава на обитателей горы Сэйир, избивая и истребляя, а когда покончили с жителями Сэйира, помогали друг другу (во взаимном) истреблении. А Йеудеи пришли на взгорье то в пустыне (амицпе ле-мидбар) , и взглянули на ту рать и вот - трупы лежат на земле, и нет уцелевшего. И пришел Йеошафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и трупы, и вещи драгоценные; и набрали себе столько, что не унести. И три дня они забирали добычу, ибо велика была она. А в день четвертый собрались в долине благословения, ибо там они благославили Г-спода. Потому и называют то место долиною благословения и поныне."
Есть мнение, что долина благословения «Эмек Браха» - это та же самая долина в нескольких сотнях метров к югу от центрального перекрестка в Гуш-Эционе.
И может быть, упомянутый «амицпе ле-мидбар» - это «Рас аль-Хаджар», откуда открывается потрясающий вид во всех направлениях? Высота 225 на отроге Тор (катеф Тор).
источник