Что мы видим. Очень красивый пейзаж и шикарный вид на иорданскую долину и противоположные горы.
1. Иорданская долина.
Состоит в геологическом плане из 3 частей.
Ближе всего к подножью гор - "кикар ярден" - ровная часть с плодородной землей. С гор смываются дождями минеральные вещества и удобряют эту почку, превращая ее в идеальное место для с/хозяйства.
Именно эту долину выбирает себе Лот:
" И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота, а кенаани и перизи тогда населяли землю. 8. И сказал Аврам Лоту: Пусть же не будет раздора между мною и между тобой и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мужи-братья мы. 9. Ведь вся земля пред тобою, отделись же ты от меня: если налево, то я буду справа, а если направо, то я буду слева. 10. И поднял Лот свои глаза и увидел всю равнину Йардена, что вся она обводнена, - прежде чем истребил Господь Сдом и Амору, - как сад Господень, как земля Мицраима, до Цоара. 11. И избрал себе Лот всю равнину Йардена, и отправился Лот с востока; и отделились они друг от друга." ( Берешит)
После мы видим белые холмы, совершенно белые без намека на зелень. Это битронот - овраги, осадлчные породы которых остались от существовавшего 70 тысяч лет назад моря, соединявшего и долину Хула, и Кинерет, и мертвое море.
В Танахе слово "битронот " есть только в единственном числе как "битрон" и упоминается когда Авнэйр идет к Бошету, сыну Шауля
"Авнэйр же и люди его шли по Араве (долине) всю ту ночь, и перешли Ярдэйн, и прошли весь Битрон, и пришли в Маханаим. " ( Шмуэль 2,2)
И за оврагами, там где растут эвкалипты можно различит даже течение реки, русло Иордана.
Раньше, до плотины Дгания которая не пропускает воду из Кинерета в Иордан, в Иордане воды было намного больше. А в зимние месяцы, в сезон дождей, Иордан разливался и занимал намного большу.ю территорию. В момент разлива Иордан был "гое" а значит и весь разлитый Иродан называется "геон Ярден".
"И (разве) в мирной стране ты в безопасности? (6) А что же ты будешь делать в чащах Йардэйна?" ( Иермияху, 12)
То, что тут переведено как "чащи Ярдена" именно "геон Ярден". На арабском, кстати, будет "Зор" - т.е. густо разросшийся кустарник. В древности именно в этих густых зарослях жили медведи и львы.
А Битронот на арабском - катарот, от слова "катара" - какашки верблюда.
"кикар Ярден" на арабском - рор. Еще одно слово древнего иврита, которое даже не перевели в Танахе:
"И поразил он их поражением весьма великим от Ароэйра до входа в Миннит"
С нашей израильской стороны, в этой части плодородной равнины "кикар Ярдан" почти и нет. С Шомрона стекают довольно маленькие реки-види, которые не приносят много земли в долину. Долина побольше есть южнее, там где река Тирца выливается в Иорлан. Дорога вдоль Тирцы, шоссе 57, это и есть древний путь восходящего солнца. "Дерех Маво аШемеш".
На восток от Иордана аналогичная дорога и большой приток Иордана - нахаль Ярмук.
Яаков получает новое имя от ангела и становится Исраэлем тоже где-то в этих краях.
2. Археологические тели за Иорданом. Посетить нельзя, но с нашей высоты видно не плохо.
Тель Дир-Алла - возможно библейский "Сукот"
"И возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир. 17. А Йааков отправился в Сукот. И построил он себе дом, а для своего скота сделал кущи. Потому нарек имя месту «Сукот». " (Берешит)
Почему именно Сукот? Во-первых точно на пути Яакова, который пересекал реку и дальше шел в Шхем. Во-вторых в Талмуде говорится , что Сукот это Таралла, что весьма похоже на Диралла.
Тель Саадия ( за Иорданом, примерно напротив памятника Шибли).
В расскопках обнаружен интересный артефакт датированный 8 веком до н.э. - надпись на древнем иврите и рисунок - Билам бен Деор.
Билам в Пятикнижии - прорицатель , призванный царём Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья , но вместо этого неожиданно для всех и самого себя, благословивший их.
Самый крупный курган напротив нас, примерно километр восточнее Иордана -
Тель Саадия
В раскопках обнаружено поселение периода бронзы и железа. Возможно это и есть библейский город Цартан.
южнее Саадии -
Тель Дамия - возможно библейский Адам
Между Суккотом и Цартаном выплавлялась мель для Храма Соломона. А так же это место связанно с переходом израильтян через Иордан:
"То лишь только несущие ковчег дошли до Ярдэйна и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, - Ярдэйн же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, - (16) Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана; а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммэлах, совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихо. (17) И стояли священники, несшие ковчег завета Г-сподня, на суше среди Ярдэйна прочно. И весь Исраэйль переходил по суше, доколе весь народ не закончил переходить Ярдэйн."
3. Горы Гилада
Восточный берег Иордана, где сейчас Иордания не всегда был другим государством.
При разделе Земли Обетованной именно там поселились колена Гада, Реувина и половина колена Менаше.
Вместе с идеями сионизма уже в наше время тоже были большие планы на возрождение еврейских поселений к востоку от Иордана.
В в 1919-ом году Вайцман на комиссию по пордготовки декларации Бальфура, где Эрец Исраэль рассматривается как национальный еврейский дом, восточные границы этого национального еврейского дома представил карту, подготовленной еще Аароном Ааронсоном, проходили по хиджакской железной дороге.
При этом библейские названия гор восточного берега Ирдана такие:
горы Гилада от реки Ярмух до реки Ябук.
горы Амона от реки Ябук до реки Арнон ( в некоторых источниках до реки Хисбан)
горы Моав от реки Арнон до реки Зеред
горы Эдом от реки Зеред и до моря.
Название Гилад - это не только название гор, но и личное имя человека из колена Менаше.
С его сыном, Ифтахом связанна особо трагическая, но в тоже время и интересная история. В этой истории есть все.
И рождение от проститутки - бен зона. И отвергание братьями. И успех в войне. И неудачные политические переговоры. И клятва, от которой не уйдешь.
(1) А Ифтах, Гиладянин, был человеком храбрым. Он был сыном блудницы; а породил Ифтаха Гилад. (2) И жена Гилада родила ему сыновей. И выросли сыновья жены, и изгнали они Ифтаха, и сказали ему: не получишь ты удела в доме отца нашего, так как ты сын другой женщины. (3) И убежал Ифтах от братьев своих, и поселился в земле Тов; и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним. (4) И было, спустя некоторое время стали воевать сыны Аммоновы с Исраэйлем. (5) И было, когда воевали Аммонитяне с Исраэйлем, пошли старейшины Гилада взять Ифтаха из земли Тов. (6) И сказали Ифтаху: иди и будь у нас вождем, и сразимся с Аммонитянами. (7) И сказал Ифтах старейшинам Гилада: ведь вы возненавидели меня и выгнали меня из дома отца моего, почему же теперь пришли вы ко мне, когда вы в беде? (8) И сказали старейшины Гилада Ифтаху: для того теперь и возвратились мы к тебе, чтобы ты пошел с нами и сразился с Аммонитянами, и стал ты у нас главою всем жителям Гилада. (9) И сказал Ифтах старейшинам Гилада: если вы возвращаете меня, чтобы сразиться с Аммонитянами, и Г-сподь предаст их мне, то да буду я у вас главою. (10) И сказали старейшины Гилада Ифтаху: Г-сподь да будет свидетелем между нами, что мы по слову твоему точно сделаем! (11) И пошел Ифтах со старейшинами Гилада, и назначил его народ над собою главою и вождем; и говорил Ифтах все слова свои пред Господом в Мицпе. (12) И послал Ифтах послов к царю сынов Аммоновых сказать: что тебе до меня, что пришел ты ко мне воевать в стране моей? (13) И сказал царь сынов Аммоновых послам Ифтаха: потому, что взял Исраэйль при выходе своем из Египта землю мою от Арнона до Яббока и до Ярдэйна; а теперь возврати мне их (города, принадлежавшие Моаву,) с миром! (14) И опять послал Ифтах послов к царю сынов Аммоновых, (15) И сказал ему: так сказал Ифтах: не взял Исраэйль земли Моавитской и земли Аммонитской, (16) Ибо, когда шли из Египта, Исраэйль шел по пустыне до Ям-Суфа и пришел в Кадэйш. (17) И послал Исраэйль послов к царю Эдомскому сказать: "Позволь мне пройти через землю твою", - но не послушал царь Эдомский; также к царю Моавитскому он посылал, но и тот не согласился; и остался Исраэйль в Кадэйше. (18) И шел пустынею, и обошел землю Эдомскую и землю Моавитскую, и пришел к восточной стороне земли Моава; и расположились станом за Арноном, и не входили в пределы Моавитские, ибо Арнон есть граница Моава. (19) И послал Исраэйль послов к Сихону, царю Эморейскому, царю Хэшбонскому, и сказал ему Исраэйль: -"Позволь нам пройти через землю твою до места моего!" Но не доверил Сихон Исраэйлю пройти через пределы свои; и собрал Сихон весь народ свой, и расположился станом в Яаце, и сразился с Исраэйлем. (20) И предал Г-сподь, Б-г Исраэйлев, (21) Сихона и весь народ его в руки Исраэйля, и побили они их, и завладел Исраэйль всей землей Эморийцев, жителей той земли. (22) И завладели они всей страной Эморийцев от Арнона до Яббока и от пустыни до Ярдэйна. (23) А ныне Г-сподь, Б-г Исраэйлев, изгнал Эморея от лица народа Своего, (24) Исраэйля, а ты завладеть хочешь ею? Ведь то, чем даст тебе владеть Кемош, Б-г твой, этим завладеешь ты, а всеми теми, (землями), с которых прогнал пред нами Г-сподь, Б-г наш, этим владеем мы. (25) Итак, разве ты лучше Ба-лака, сына Циппора, царя Моавитского? Ссорился ли он с Исраэйлем, или воевал с ними? (26) Живет же Исраэйль в Хэшбоне и окрестных городах его, и в Ароре и окрестных городах его, и во всех городах, что близ Арнона, уже триста лет; почему не отнимали вы их в то время? (27) А я не грешил пред тобою, и ты делаешь мне зло, воюя со мною. Да судит Г-сподь, судящий ныне, между сынами Исраэйля и Аммонитянами! (28) Но не послушал царь Аммонитян слов Ифтаха, которые он посылал к нему. (29) И был на Ифтахе дух Г-сподень, и прошел он Гилад и Менашшию, и прошел Мицпэй Гилад, а из Мицпэй Гилада прошел к Аммонитянам. (30) И дал Ифтах обет Г-споду, и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, (31) То да будет: выходящий из дверей дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром от Аммонитян, да будет он Г-споду, и вознесу это во всесожжение. (32) И прошел Ифтах к Аммонитянам сразиться с ними, и предал их Г-сподь в руки его. (33) И поразил он их поражением весьма великим от Ароэйра до входа в Миннит, - двадцать городов, - и до Авэйл-Керамим; и смирились Аммонитяне пред сынами Исраэйлевыми. (34) И пришел Ифтах в Мицпу, в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и плясками; а она у него единственная, нет у него собственных ни сына, ни дочери. (35) И вот, когда он увидел ее, разодрал он одежду свою и сказал: увы, дочь моя, ты сразила меня и стала сокрушением моим! Я же отверз уста мои пред Господом и не могу отречься. (36) И сказала она ему: отец мой, ты отверз уста свои пред Господом, - делай со мною то, что вышло из уст твоих, когда уж дал тебе Г-сподь отмщение врагам твоим, сынам Антоновым. (37) И сказала она отцу своему: сделай для меня вот что: отпусти меня на два месяца; пойду я и изойду плачем на горах, и буду оплакивать девство мое, я и подруги мои. И сказал он: пойди. (38) И отпустил ее на два месяца. И пошла она с подругами своими, и оплакивала девство свое на горах. (39) И было, к концу двух месяцев возвратилась она к отцу своему, и совершил он над нею обет свой, который дал, и не познала она мужа. И стало обычаем у Исраэйля: (40) Из года в год ходили дочери Исраэйлевы оплакивать дочь Ифтаха Гиладянина четыре дня в году.