В субботу гуляли по пустыне, в районе хевронского нагорья.
Хотя это и не совсем пустыня, это 10 минут на юг от Иерусалима и соответственно климат там такой-же с обильными зимними дождями.
Но густая растительность, хоть и блекло-сухая в конце летнего, засушливого периода, встречается только возле еврейских поселков . В поселках этих, кстати, живет значительная часть нашего правительства. В Нокдим - Либерман. В Кфар Эльдад - Элькин.
Мы как раз проехали через весь Кфар Эльдад, мимо скромных маленьких домиков и припаркавались в Маале Рехавам, где вообще только одни караваны.
Так вот растительность, пускай в виде сухой травы и колючих кустарничков, представлена тут очень обильно.
А прошли немного вдоль ущелья и все, пустыня!
И дело тут не в изменении климата. Дело тут в бедуинских козах и баранах.
Когда-то, тысячи лет назад, наши предки тоже пасли тут стада. И пророк Амос, и царь Давид были простыми пастухами.
Вот только есть некое критическое количество поголовья коз и баранов, выше которого нарушается природное равновесие. И это перенаселение произошло только при израильской власти, когда снизилась детская смертность и повысилось качество жизни. Теперь вместо 10 баранов на семью можно иметь сотню.
Эти симпатичные ушастые и пушистые овечки начисто подъедают всю траву, не давая ее возможность зацвести и бросить семена.
И это только одна, далеко не самая большая проблема кочевников-бедуинов в современном мире.
Вообще конфликты кочевой цивилизации с оседлой начались не сегодня и не вчера. Начались они с Каина и Авеля.
Помните, Авель был скотоводом, а значит кочевал вместе со своими стадами,а его брат Каин - земледельцем и значит фермером, оседлым жителем.
Это два мира, две ментальности.
Мы привязаны к земле, они привязаны к своим стадам.
И до сих пор есть значительная часть бедуинов, что отказываются переезжать в благоустроенные города и жить в комфортных квартирах.
Но вы знаете, как это интересно, оказаться в гостях у настоящих кочевых бедуинов?!
Вначале мы их увидели еще в русле вади Текоа. Мужчина и женщина с детьми собирали какую-ту пахучую траву.
Дети были довольно приветливы, мама их тоже нам улыбалась. А потом пригласили нас к себе домой.
Из этой пахучей травы они заварили вкуснейший чай и мы сидели в пещере и пили чай!
А в соседней пещере был "гараж" для лошади.
И большой загон для скота возле еще пары-тройки других пещер.
Увидев наш восторг перед видом новорожденных ягнят, дети отлавливали их давали нам прямо в руки.
Все эти пещеры - бывшие кельи монахов-отшельников византийского периода.
Полторы тысячи лет назад тут был монастырь, а теперь вот живут бедуины.
Впрочем на то они и бедуины, что живут тут не постоянно. Год назад их тут уже не было.
А теперь есть.
Может им тут понравится и они вообще захотят тут остаться.
Место красивое, удобное.
Поставили газовый баллон, подвели от водосборника шланг с водой. Постелили на землю матрасы. И живут. Дети в школе учатся, но сегодня по случаю субботы дома. Хотя разве это дом?
А потом в новостях прочтем про еще одну
"непризнанную бедуинскую деревню"....Да, сложно все это.
Но гостить очень интересно.
И к сожалению полного контакта с кочевой цивилизацией не получилось по причине отсутствия общего языка общения. Они знают только арабский, а мы то его и не знаем. К сожалению.
Поняла я только что принадлежат они в племени Таамра, тому самому племени, которое нашло кумранские свитки.
Деньги за чай гостеприимная хозяйка брать наотрез отказалась. Ведь она нас сама пригласила, мы у нее были в статусе гостей.
Деньги и гостинцы удалось дать детям, они взяли.
А потом мы ушли, а они остались.
Вот и кто теперь кочевники, мы или они?
автор фотографий -
Oleg Dilan