Хеврон. Город праотцов. Первый город, в котором нашим праотцом Авраамом была официально приобретена земля для будущего еврейского народа.
Местные жители ( да, в этой земле всегда были и есть местные жители, хоть и все время разные), уважая Авраама хотели отдать ему бесплатно и сам участок земли в чистом поле за городской стеной и погребальную пещеру. Но получить бесплатно, в подарок - это как бы не получить надолго. Придут другие народы, вытеснив предыдущих туземцев, и такой подарок не будет иметь никакого официального статуса.
А Авраам был пришелец в земле чужой, с женой и домочадцами пришел он из далекой Месопотамии, из города Ура. И уходить дальше не собирался. И не торгуясь, отвешивает он запрашиваемую сумму - 400 шекелей серебра. Примерно 4 кг чистого серебра! Конечно, переплатил сгоряча старик, в те времена земля стоила намного дешевле. Аналогичные участки продавались за 50-70 шекелей. А на распродаже и за 7-10 шекелей можно было затариться недвижимостью.
Но Авраам за ценой не стоял. Пророческим взором видел Авраам, что любая сделка будет нам выгодна, так как цены на землю Израиля только растут.
Главное, этой покупкой был создан прецедент собственности на землю, и земля чужая стала землей родной, землей отцов и матерей наших. Не только для Сары покупал Авраам пещеру и поле, а для себя, и для своих потомков.
Но ведь потомки Авраама не только евреи. Арабы тоже потомки Авраама. Через Исмаила, сына Агарь. Поэтому могила Авраама у них тоже в почете. А заодно и могилы Сары, Ицхака, Ривки, Якова и Леи.
Три пары праотцов и праматерей еврейского народа захоронены в пещере Махпела, да Адам с Евой. Итого четверо пар. Городок Четырех. Кирьят Арба - второе название Хеврона.
Адам, первый человек, тоже не случайно тут оказался. Будучи изгнанный из райского сада, он много ходил по земле. Поднимался в горы, спускался в пещеры, форсировал реки, пересекал долины... Что искал он в своих многокилометровых походах? Конечно, дорогу в безвозвратно потерянное прошлое, в райский сад. И вот, в очередной пещерке он вдруг почувствовал тот прекрасный запах цветущего сада, запах рая, который он так хорошо помнил.
Пещера Махпела - это тот самый проход, связывающий два мира. Мир настоящий и мир загробный. Недаром ее название переводится как "двойная, удвоенная пещера". Правда, есть и более прозаичное объяснение двойственности пещеры. Но религиозная традиция, как мусульманская, так и иудейская, приписывает пещере именно эту сущность - проход между двух миров, по которому души умерших уходят, а души зарождающихся младенцев приходят.
Адам пытался через пещеру вернутся в Рай, но был остановлен на полпути, и тело его так и осталось навеки захоронено в пещере.
С тех пор осталась легенда, что никто из пещеры живым не возвращается и никто не пытался исследовать проходы пещеры. Ну, почти никто.
Бравый генерал Моше Даян в 1967-ом, приказав снять израильский флаг над минаретом здания и передав всю власть над пещерой и зданием обратно мусульманскому вакфу, все- таки объявил на один день комендантский час, чтоб самому спокойно исследовать подземелья здания.
Само здание, кстати, единственно сохранившееся в Израиле оригинальное строительство времен Ирода. Огромные камни с оригинальной иродианской кладкой сложно с чем то перепутать.
Это Храмовая Гора в миниатюре. Именно так выглядели стены Храмовой Горы, включая Стену Плача, в полную высоту до разрушения.
Единственное круглое отверстие есть в полу здания, через которое арабы опускают вниз зажжённые подсвечники, освещая дорогу душам умерших и душам рождающихся.
Но отверстие очень маленькое, 28 см в диаметре.
И храбрый генерал Моше Даян смело опускает в подземелье худенькую 12-ти летнюю девочку Михаль Арбель, дочь одного из офицеров. Девочка оказываясь в темном подземелье, освещает себе путь фонарем и идет по проходу до лестницы. Поднимается по лестнице и стучит в замурованную стену. В ответ слышит стук с другой стороны.
Саму пещеру в тот раз так и не нашли, но о существовании второго, замурованного входа в подземелья узнали.
И вторая попытка проникнуть в святая святых здания была сделана уже в 80-ых годах. В 1981-ом группа евреев из Кирьят Арба, оставшись в здании на ночную молитву тайно проникли в подземелья, взломав замурованный вход, обнаруженный Михаль. Под полом подземного хода они обнаружили еще пещеру, на этот раз естественную и полностью засыпанную землей. И в 1986-ом, наконец, в пещеру один раз спустились археологи.
С тех, чтоб не тревожить души умерших и главное, души ныне живущих в арабском Хевроне в пещеру спуск запрещен.
Главное, что теперь точно известно о наличии под полом эпохи крестоносцев древней погребальной пещеры периода средней бронзы. Похожие пещеры в виде вертикального колодца, расширяющиеся к низу обнаружены и в других районах Израиля. Но пещера Махпела имеет уникальную особенность - она двойная! То есть из вертикального верхнего туннеля есть проход сразу с две подземные полости.
Вполне возможно, что есть и более нижний зал, т.е. пещера двух-этажная, как и написано в одном из мидрашей Талмуда.
Но по вполне понятным причинам любое дальнейшее исследование в пещере грозит третей мировой войной. Так что археологи терпеливо ждут лучших времен.
А евреи молятся в минимально отведенной им части здания, принадлежащего по решению все того же Моше Даяна, мусульманскому Вакфу.
Молятся над могилами своих праотцов и праматерей, но даже "арон-акодеш" ( шкаф со свитками торы) переносной, на колесиках. Потому как нет до сих пор у евреев статуса постоянных хозяев над пещерой выкупленной Авраамом, в здании, построенным Иродом.
И только 10 дней в году вся пещера Махпела открыта для свободного посещения евреев, включая центральный зал - зал Ицхака.
В обмен на другие 10 дней мусульманских праздников, когда вся территория здания принадлежит арабам.
Нет статуса, но есть статус-кво. Хрупкий, но мир. Мир, залогом которого является израильская армия, введённая обратно в Хеврон в 2002 году в рамках операции "Защитная стена".
Пещера Махпела является важнейшем святым местом для евреев, вторым по святости после Храмовой Горы. Но, как и Храмовая Гора, хоть и находится на территории Израиля, не принадлежит полностью евреям.
А иронией истории является тот факт, что мусульмане молятся в центральном зале здания, зале Ицхака. Зал, который был пристроен над основным зданием в византийский период как церковь, обращенная на восток. Мусульмане переделали церковь в мечеть, достроив минарет и михраб.
То, что было востоком у христиан, стало считаться югом у мусульман. Ведь Ирод при строительстве не учитывал стороны света и здание ориентированно на юго-восток.
Долгое время евреям вообще был запрещен вход в здание , получившее общее название «пещера Махпела». И при византийцах, и при крестоносцах, и конечно при турках и даже при англичанах.
Единственно куда могли подойти евреи - это к стене здания на уровне 7-ой ступени. Так сложилась местная «стена плача», возле которой по традиции молятся иногда и сейчас.
Обращаясь, как и положено, на север, в сторону Иерусалима.
Около двухтысячелетних камней, около четыре тысячелетней гробницы стоят и молятся евреи, дети Авраама, Ицхака и Якова!