Пару раз, гуляя по вади Кельт, я проходила совсем недалеко от раскопок дворцов и укреплений времен Ирода. Но в конце похода, насыщенные впечатлениями, и уставшие от пройденного, только при одном виде небольшого подъема, а тем более горки Кипрос, желания удлинять маршрут уже не было. Ирод в конце маршрута становился совсем неинтересен.
Поэтому мы решили изменить тактику и пойти другим путем!
Утром припарковали машины на стоянке около монастыря Сент Джордж (Георгия Хозевита) и дипломатически побеседовали с местными арабами на тему: «отрицательное влияние египетской революции на доходность туристического бизнеса в палестинской автономии".
За кордоном из камней на иерихонской дороге появилось такси, высадив пассажиров. Ну а мы пошли пешком.
Немного прямо, немного вправо и много вверх.
Впрочем, с самого утра, подъем показался совсем не сложным.
Перед самой вершиной был проход по блиндажам в полной темноте.
Можно конечно включить фонарики, но тогда не получится аттракция по пуганью девчонок:
На вершине горы остатки израильского форпоста конца 20-ого века н.э. вперемешку с остатками иродианского форпоста конца 1-ого века до н.э.
Этот форпост на стратегической вершине, Ирод назвал Кипрос. В честь своей мамы Кипры.
Мама у него, кстати, была из семьи набатейских олигархов, и от нее Ирод наследовал предприимчивый ум и торговые связи.
До Ирода здесь были укрепленные замки хашмонейских правителей независимой Иудеи:
Иоханан Гиркан (Оркинус) - царь и первосвященник в 134-104 г.г. до н.э.
Александр Янай - царь и первосвященник в 103-76 г.г. до н.э.
Шломцион Соломея - царица в 76-67 г.г. до н.э.
Потом был Аристобул, Антигонус, гражданская война и призыв Рима к помощи...
Ирод пришел к власти недемократическим путем в 37 г. до н.э. уже после потери Иудеей независимости и включения ее в состав Римской империи.
На этом я перестаю вам пудрить мозги древней историей, а просто покажу, что можно увидеть сейчас на Кипросе.
Но главное, тут прекрасный обзорный вид на всю иерихонскую долину до мертвого моря. Отсюда хорошо видны и зимние иродианские дворцы в низовьях вади Кельт.
Все эти дворцы так же были построены еще до Ирода вышеприведенными хашмонейскими царями. Но Ирод строения перестроил, достроил, частично разрушил и засыпал и полностью переделал по последнему писку римской моды.
Спустившись с Кипроса, прошли по асфальтовой дороге через Иерихонский пригород.
После мечети налево к горке в виде "Конуса".
И "Конус", и раскопки на северном берегу - это уже те самые зимние дворцы,
о которых так много говорили большевики писали
Кучер
и
Король
Ну почему дворцы именно зимние, думаю, и так понятно. Климат в Иерихоне намного более мягкий и теплый по сравнению с Иерусалимом и Хевроном.
В профессиональных статьях дворцы Ирода называются своими порядковыми номерами: первый, второй, третий.
Хоть я до трех считать умею, но называть их буду по своему, по дилетантски.
Так, после Конуса, перейдя вади Кельт, мы оказались в сетчатом дворце:
Кладка наподобие сетчатой авоськи, присутствующая частично уже на Конусе, здесь главное архитектурное украшение:
Местные иерихонские дети оказались на редкость приличные. Они совсем не попрошайничали, просто сидели и смотрели:
Потом самый старший из них предложил нам купить монеты. Монеты, видимо медные, т.к. все позеленели за тысячелетия. Но не торговались, и не настаивали. На редкость интилегентные дети!
Большой колонный зал определенн нами как "общественное здание в стиле базилики, прототип будующих церквей и имеющее открытый двор посередине".
Так как в нашей команде было несколько студентов накануне гос.экзаменов, то такие слова как" гипокауст, абсис. Базилика, табех, ситраот, кольдариум (ну и далее непереводимая игра слов) так и сыпали из наших уст!
После сетчатых дворцов мы поднялись немного выше по склону, мимо поля с капустой, и попали в следующий район раскопок. Главное тут было - огромные миквы "меадрин", т.е. супер-супер кошерные, построенные точно в соответствии с галахой.
Чтобы Миква считалась кошерной объем воды там должен быть не менее 40 сеа (около 1 кубометра) и вода должна поступать самотеком без использования любой техники.
т.к. условие о проточности воды в Израиле затруднительно, то Галаха установила, что достаточно, только если часть воды идет самотеком, а остальная вода становится ритуально чистой при смешивании с ней. Поэтому есть 2 бассейна:
В одном бассейне - собирается ритуально чистая вода. А второй бассейн - основная миква для погружения. Соединяет эти два бассейна канавка , называемая на языке Мишны "авик" и по ней поступала вода из бассейна с чистой водой в бассейн для погружения.
Есть еще и третий бассейн, не связанный с первыми двумя - для мытья ног и рук, для купания перед погружением в микву. Типичная ванная:
Миквы довольно часто можно встретить в археологических объектах иудейских гор и предгорий. Не зря по наличию микв археологи определяют такие поселения как еврейское. Но таких огромных, просто гигантских микв я раньше не видела никогда.
Вначале я даже решила что это царская миква самого царя Ирода. Но потом выяснилось что микв тут пару десятков, одна впритык к другой.
Есть и миквы для посуды:
Конечно, с водой здесь проблем не было, по вади Кельт до сих пор течет акведук. Плюс царская роскошь всех дворцов Ирода. Ну и наличие прямого сообщения со столицей - около дворцового комплекса проходила римская дорога. До Иерусалима от сюда всего 20 км!