Писала я тут "по долгу учёбы" реферат на свободную тему, и стало мне интересно рассмотреть сочетание этих феноменов - или, наверное, вернее будет сказать - пересечение этих понятий.
Ксенофобия
Надпись на входе в магазин: «Евреям и собакам вход воспрещён».
- А мы в наш магазин впускаем всех…
- Нет, с завтрашнего дня я тоже вывешу запрет… Кого ты не любишь?
- Пауков.
- А я не люблю вестготов. Завтра я напишу - паукам и вестготам не входить.
Надоели мне эти вестготы! Все, с меня хватит! Сколько можно?!
К/ф «Жизнь прекрасна», Роберто Бениньи
Ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного - который оформляется в литературе как «нормальный», с точки зрения разнообразных исторических и биологических закономерностей. Одновременно фобия определяется как «симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта».
Рассматривать ксенофобию только как фобию трудно из-за высокого «общественного статуса» этого расстройства: в отличие от страхов, зачастую он рассматривается «носителем» и его окружением не как личное страдание, а как социальное явление.
Примечательно, кстати, что и во многих источниках представление о «нормальности» ксенофобии рассматривается как разумное и чуть ли не биологически обоснованное.
Часто она считается такой «особенностью», которая иногда становится поводом для объединения, и в некоторых случаях дело доходит даже до предвыборной программы, иногда считается «социально опасным феноменом», иногда преследуется по закону.
Как «преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (глава 19, ст. 136 УК РФ) и «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (глава 29, ст.282 УК РФ).
В психоанализе фобией считается и навязчивый невроз, при котором тревога - ведущий и определяющий поведение симптом. И тогда, как пишет «Википедия», «фобия понимается как синоним фобической болезни или тревожной истерии». Понятия ксено-, русо-, юдо-, гомофобии считаются не фобиями в клиническом смысле, - продолжает тот же источник, - а скорее иррациональное негативное отношение к чему-либо, не имеющее патологического характера.»
А «истерия, как пишет та же «Википедия», - расстройство личности, характеризующееся неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др.» Экзистенциальный анализ рассматривает истерию в клиническом курсе, то есть - как заболевание, личностное расстройство, о котором мне теперь особенно хочется поговорить контексте ксенофобии.
Вообще, истерия - состояние или расстройство, при котором человек не чувствует, не ощущает себя - своей целостности и своих границ. В зависимости от степени нарушенности, чувствование и даже само понятие границ может подменяться представлением о законах и приличиях (и тогда мы наблюдаем проявления истерии, в т.ч., в руководящих кругах, педагогических коллективах и на сцене), а может вообще полностью отрицаться (что выливается в заметную психопатологию и регулярные «проблемы с законом»).
Ощущение ценности своего я не питается при этом расстройстве личными ценностями вроде любви или осмысленности, а словно бы компенсируется видением «плохости» окружающих.
Иногда человек переживает ощущение угрозы, когда его «не видят и не уважают, когда ему не оставляют пространства, когда он чувствует стесненность, - пишет Альфрид Лэнгле. - Угроза чувствуется также, когда человек ощущает, что у него слишком много пространства, высоты, простора, в отсутствии привязанности к чему-то, а также и в «головокружении от свободы», когда ничто и никто не препятствует и не бросает вызова». Согласно экзистенциальному анализу, в отличие от страхов, связанных с угрозой потери жизни или утраты отношений, - это страх слабого «я», которое боится потерять себя, потеряться.
А. Лэнгле С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. - М.: Генезис, 2011.
Г. Солдатова и А. Макарчук в своей книге выделяют, в числе прочих видов ксенофобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам».
Г. Солдатова и А. Макарчук. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. - М.: Генезис, 2006.
То есть неважно, кто ты; важно, что ты «другой» и, соответственно, чужой для той или иной группы людей.
…И существует, на мой взгляд, не менее загадочный феномен лидерства - когда «другой» становится не просто «своим», а - воплощением «своего».
К слову сказать, и Адольф Гитлер не был «таким, как все»: его воззвания с самого начала не отражали одного «уныния нации». Насколько я знаю, он сразу назвал и «виноватых», и «самых лучших», и способы борьбы и восстановления «справедливости». То есть, стремясь к власти, он дал людям ту опору, которой у них не было: идентичность, рамки, обоснование (известно, что немецкоязычному сообществу особенно того времени были особенно свойственны чинопочитание и законопослушность, что абсолютно «подходит» к приведенному выше описанию истерии).
Как это вообще может быть?..
Лидерство
Лидер - der Führer.
Русско-немецкий словарь
Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead» - «вести». Насколько я понимаю, лидерство вообще имеет смысл, только если у человека есть последователи, команда.
Конечно, последователи хотят подражать своему лидеру и следовать за ним; а из предыдущего абзаца с необходимостью следует, что «короля играет свита».
И вот здесь мне снова хочется обратиться к Экзистенциальному анализу, который говорит, что одна из автоматических, инстинктивных человеческих реакций - кооперироваться против того, что «нам всем не нравится». Так вот, похоже, что легче всего люди и правда объединяются и начинают бороться против чего-то, что им до объединения просто сильно не нравилось или просто немного пугало.
И, конечно, тот, кто может убедительно и понятно для самих испуганных обосновать, почему не нравящееся им не нравится не просто так, а «само по себе, объективно является плохим», и найти - позитивный для них - выход, становится в такой компании лидером.
Более того: поскольку страх - ощущение не из приятных, а чувство потери идентичности - не из сохраняющих собственное достоинство, то, во-первых, особенную признательность вызывает человек, парадоксальным образом восстанавливающий, замешивающий на этом коктейле новые границы и, соответственно, новую идентичность для своих сторонников;
и во-вторых - именно тот, кто изначально воспринимался как «не нравящийся» и «чужой», имеет больше всего шансов стать лидером в группе, благодарной ему за снижение страхов.
Вывод
…Все-таки похоже, что ксенофобия имеет в своем основании фобию настоящую - истерическую;
причем личная ксенофобия как социальное явление связана с действительной и давней потерей идентичности и страхом перед дальнейшей утратой собственных границ и отношений;
а общественная, объединяя под своими «знамёнами» отдельных страдающих личной ксенофобией людей, превращает их «стыдный недуг» в силу и даже предоставляет лидера, который внешней яркостью, непримиримостью и несгибаемостью маскирует своим сторонникам нехватку их собственной позиции.