Понятие глобализации
В наше время, понятием глобализация пользуются достаточно часто, но далеко не всегда вполне определённо. Поэтому, прежде чем обсуждать проблематику глобализации следует определиться в значении самого понятия.
Глобализацию можно рассматривать как процесс построения культуры, объединяющей всё человечество. Она характеризуется интеграцией разных стран и народов в некую общую культуру, причём под культурой здесь следует понимать всю информацию, не передаваемую генетически в готовом виде в преемственности поколений.
На протяжении истории человечества, глобализация предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных культур друг в друга. В прошлом глобализация больше стимулировалась международной торговлей и политикой завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство.
Глобализация - процесс объективный, т.е. он идёт независимо от воли и желания людей, потому как любому обществу нужна система производства и распределения продукции и все люди так или иначе заинтересованы в повышении её эффективности: чтобы получать продукции больше и иметь при этом больше свободного времени. А одно из средств повышения эффективности этой системы - обмен достижениями культуры разных народов.
Объективность глобализации отмечают и политики наших дней: Владимир Путин это отметил ещё в начале 2000-х годов, сказав ((Ответы на вопросы участников Деловой встречи АТЭС, 19 октября 2001 года -
http://archive.kremlin.ru/appears/2001/10/19/0001_type63376type63377_28672.shtml)):
«Я считаю, что мы не должны бояться глобализации. Это объективный процесс».
О глобализации также сказал в 2006 г. и Барак Обама в своей книге «Дерзость надежды. Мысли о возрождении Американской мечты» ((
http://elbooka.com/kniga/kniga-proza/1278-barak-obama-derzost-nadezhdy.html)):
«Мы можем притормозить глобализацию, но остановить её мы не можем».
Сказанное Обамой указывает и на то обстоятельство, что глобализация, хотя и идёт объективно, может быть подчинена субъективному управлению. Определённая культура не запрограммирована однозначно в генах для всех людей, вследствие чего возможны разные варианты культуры. А значит есть множество вариантов развития процесса глобализации - множество различных сценариев, или, другими словами, концепций, построения этой культуры. В них могут быть различны как цели, которые заложены в эти проекты, вплоть до противоположных в разных проектах, так и средства достижения этих целей.
Этапы глобализации
Глобализация имела место на протяжении всей жизни человечества, но не всегда люди знали и понимали это. Первой характерной чертой прежнего этапа глобализации было как раз то, что она не осознавалась подавляющим большинством людей. Это происходило вследствие того, что техносфера и условия жизни людей не менялись на протяжении длительных интервалов времени. Наряду с этим, доступность информации о том, что происходит в мире, была очень низкая вследствие как низкой грамотности, так и неразвитости технических средств накопления и передачи информации. Выходили же на осознание глобализации лишь единицы. Так, глобализация шла в обход сознания подавляющего большинства людей. Именно неосознанность глобализации подавляющим большинством населения планеты обеспечивало доминирование одной концепции - одного проекта глобализации, что и является второй важной чертой прошлого этапа глобализации.
Нынешний этап глобализации кардинально отличается от предыдущего. Хотя на нынешнем этапе и доминирует та же концепция, что и на прошлом, но управление по ней зашло в тупик - что привело к нынешнему системному кризису: кризисы в экологической, экономической, социокультурной сферах. В некоторых кругах системный кризис управления по доминирующей концепции получил название «кризис капитализма». Этот кризис стал следствием неуправляемого, постоянно ускоряющегося технического прогресса. Технический прогресс в свою очередь породил и смену логики социального поведения людей: ранее технологии, и следовательно обстоятельства жизни людей, менялись значительно медленнее, чем сменялись поколения людей, что позволяло людям, обучившись единожды, в целом нормально прожить всю жизнь. Сейчас, за время жизни одного поколения технологии меняются многократно, вынуждая людей постоянно переучиваться и осваивать как новые знания, так и способы освоения новых знаний. Наряду с этим, информация стала гораздо более доступна. А нарастающие проблемы заставляют людей искать ответы на вызовы жизни. Так, кризисность ситуации, доступность информации, и смена логики социального поведения создали обстоятельства для того чтобы увидеть и осознать глобализацию на уровне т.н. национальных «элит», и отчасти на уровне рядовых граждан, которых она непосредственно затронула. Осознанность глобализации людьми имеет следствием порождение сразу нескольких концепций глобализации (Китайской, Японской, Русской).
Доминирующая концепция глобализации
Доминирующая концепция глобализации имеет своей основной сутью удержание толпо-«элитарного» устройства общества. Это явление описал ещё в конце XIX в. французский социолог Гюстав ЛеБон в своей работе «Психология народов и масс» ((Gustave Le Bon. "The Crowd: A study of the popular mind"
http://archive.org/stream/crowdastudypopu00bongoog#page/n5/mode/2up)). Название явления говорит само за себя: толпо-«элитаризм» подразумевает разделение общества на толпу и т.н. «элиту». По определению В.Г. Белинского:
«Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету» ((Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841.
http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_2110.shtml)).
«Элита» в силу большей информированности об общественных процессах, удерживает в повиновении подавляющее большинство - толпу. Владение информацией означает и более высокое качество управления, обеспечиваемое «элитой», что позволяет «элите» брать за свои услуги монопольно высокую цену и тем самым эксплуатировать толпу. Такова основная цель доминирующей концепции глобализации.
Как говорилось выше, средства осуществления одной и той же цели могут быть разные. Соответственно, есть ряд версий доминирующего варианта глобализации, которые разными способами настроены на воплощение этой цели. Все из них так или иначе проявляются в настоящем.
Первый из них, буржуазный либерализм, имеет следующие черты:
- Он основан на культе индивидуализма, гипертрофированно возвышающим личность и её интересы над обществом;
- Он предполагает либерально-рыночную экономику, т.е. рыночные производственно-потребительские отношения и невмешательство государства в управление экономикой; это порождает расслоение общества на богатых и бедных - т.е. имущественный ценз граждан.
- Социальный статус зависит от уровня финансового достатка, следствием чего является низкая социальная защищённость большинства населения. Номинально все имеют равные права, но на практике не каждый может их реализовать: реализовать свои права в полной мере могут только богатые люди (буржуа);
- Он оглашает принцип «толерантности», «плюрализма мнений», веротерпимости, поэтому в нём возможно сосуществование нескольких религиозных конфессий.
Второй вариант, псевдо-социализм марксизма, значительно отличается от либерального варианта, и предполагает:
- Революционно-террористический переход по всему миру к псевдо-социализму и установление диктата «мирового пролетариата»;
Исключительно государственно-плановый характер экономики; - Единственную идеологию и нетерпимость к иным идеологиям;
- Очень малый уровень индивидуальных свобод по сравнению с буржуазным либерализмом;
- Высокую социальную защищённость в силу остановки гонки потребления плановой экономикой и планового обеспечения демографических потребностей населения ((Вид потребностей индивида, удовлетворение которых обеспечивает существование индивидов и их семей и личностное развитие (еда, одежда, жильё, образование, социальные услуги, свободное время и т.д.). Об их роли в экономике общества можно посмотреть доклад, сделанный в Киеве «Альтернативное видение концепции устойчивого развития»: http://www.youtube.com/watch?v=iCd09hkmdko, и презентацию, которую там показывали: http://prezi.com/hbxl4qhaa0pn/economical-lesson/)).
Третий вариант - конвергенция псевдо-социализма марксизма и буржуазного либерализма - предполагает «взять лучшее» от обоих из них, а именно:
- Сохранить часть индивидуальных буржуазных свобод, доступных индивидам при буржуазном либерализме, но и ужесточить балансирование личностных и общественных свобод. На сегодняшний день это проявляется в идеях коммунитаризма ((Подобные представление в частности популярны в среде социальных психологов, см. например книгу Д. Майерса «Социальная психология».)), которые призывают к общественному процветанию через понимание последствий чрезмерного усиления прав индивида;
- Совместить государственно-плановый и рыночный экономические механизмы;
- Высокую социальную защищённость: решение биосферно-экологического кризиса (потому как гонка потребления будет остановлена государственно-плановой экономикой) и удовлетворение демографических потребностей населения.
Четвёртый вариант: псевдо-исламский всемирный халифат. Этот вариант во многом схож с псевдо-социализмом марксизма, в силу чего в некоторых кругах получил название «зелёный интернационал»:
- По определению,«халифат» это исламское теократическое государство, однако вариант называется псевдо-исламским потому как противоречит сути Корана;
- Как и марксистский псевдо-социалистический вариант, предполагает силовой переход к идеологии «радикального ислама» путём того, что ныне называется «исламский фундаментализм/экстримизм»;
- Проявление этого варианта сегодня можно наблюдать в событиях на Ближнем Востоке, где «арабская весна» относительно мирные режимы сменила радикальными псевдо-исламскими группировками - в Ливии, Египте, и других странах - и есть тенденции к формированию агрессивно-настроенного халифата: бедственность вызванная разрушениями впоследствии «арабской весны» приводит к социальному недовольству, поджигает общество таким же образом, как это происходило в Германии в 20-е, 30-е годы XX века;
- Этот вариант решает те же задачи что и марксистский вариант - остановка гонки потребления и распространения культа индивидуализма, и отличается лишь идеологией под покровом которой это делается - «радикальный ислам» вместо марксизма.