Мнение на статью:
Владимир Мау рассказал о новой российской элите Если вы не измените направление движения - вы рискуете оказаться там, куда движетесь
(китайская народная мудрость)
Российская академия народного хозяйства и государственной службы является одним из основным государственных ВУЗов по подготовке управленческих кадров. Интервью с ректором академии Владимиром Мау, позволяет понять как обстоят дела с образованием управленческих кадров и куда оно держит путь.
Владимир Мау отмечает, что грядёт революция в образовании, однако внятно не может пояснить - в чём именно заключается суть данной революции и почему она происходит?
Мы считаем, что человек является двухканальной системой передачи информации. Это означает, что информация передаётся от человека к человеку двумя путями: через генетику (от поколения к поколению) и через культуру (литературу, музыку, живопись и т.д.).
Поскольку культура (объём всей внегенетической информации) в прошлые века изменялась очень медленно, то множество поколений людей успевало смениться за то время, пока господствовали одни и те же технологии. От образования не требовалось давать человеку большое количество знаний и полученного объёма хватало на всю оставшуюся жизнь.
К нашим временам ситуация стала меняться, частота обновления технологий расти, количество информации увеличиваться. Теперь мы имеем принципиально иную картину, за жизнь одного человека происходят колоссальные изменения, меняется несколько поколений технологий.
Таким образом от сегодняшнего выпускника ВУЗа требуется умение самообразовываться, а не знание некоей суммы фактов. Именно владение навыками самообразования позволяет ему ориентироваться в океане информации.
По мнению Владимира Мау будущий университет - создатель новых ценностей. К сожалению он не говорит о каких ценностях идёт речь: созидательных или разрушительных? Общечеловеческие ценности (любовь, справедливость и другие) существовали задолго до нас, способен ли университет создать принципиально новые ценности? Мы полагаем, что - нет.
Ценности прививаются человеку всей окружающей культурой с самого детства - в семье, детском саду, школе. К университету человек подходит уже со сложившимся мировоззрением и миропониманием. Попытка университета выработать и привить человеку новые ценности выглядит нелепой, так как он работает уже с готовым продуктом.
Задача университета - показать человеку, как его приверженность тем или иным ценностям отражается в практике реального хозяйствования, помочь ему в том случае, если на предыдущих этапах были допущены ошибки, выбрать созидательный путь. Именно о том что управленец должен быть в первую очередь созидателем, Мау умалчивает. Как уже было сказано ранее, университет должен помочь человеку ориентироваться в этом мире, научить методологии познания окружающей действительности.
Владимир Мау говорит о том, что образование должно быть ориентировано на человека. Но опять же не даёт ответа на вопрос - а кто такой человек? Без понимания того, что человек - это индивид всегда и везде поступающий по совести, не будет и ответа на вопрос - кто такой управленец?
Сам русский язык подсказывает нам ответ на этот вопрос. УправОление - древнерусское слово, из которого выпала буква «о». В этом слове два корня «пра» и «вол», таким образом, управленец - это человек с праведной волей.
Неопределённость в ответе на данный вопрос приводит к сумбуру, который преподается слушателям РАНХиГС, а как следствие - будущие управленцы не могут управлять, потому что либо их действия разрушительны, либо они не владеют знаниями об управлениями.
К тому же Мау предлагает государству ограничиться воспитанием человека, а «всё остальное, по большому счёту, может сделать бизнес», тем самым предлагая передать полноту власти над финансовым и экономическим в целом «климатом» в стране - бизнес-«элитам», приоритетами которых являются далеко не люди, а в первую очередь - прибыль и конкурентноспособность. Какие будут последствия, если люди с такой нравственностью возьмутся управлять экономикой?
В России (…) 20 крупнейших городов страны формируют 50 % нашего ВВП, и в дальнейшем тенденция к росту их удельного веса сохранится. (…) сохранение любой ценой экономически неэффективных малых городов и препятствование перетоку трудоспособного населения в крупные города может стоить нам 2-3 % экономического роста. Потому что крупные города в современном мире - заведомо более экономически эффективные и устойчивые субъекты по сравнению с теми, что завязаны на судьбу 1-2-3 предприятий»
- Это «непреодолимая глобальная тенденция»: позиция, высказанная главой Минэкономразвития Э.С. Набиуллиной на Урбанистическом форуме в Москве 08.12.2011
Такая политика освоения территорий - приговор для всей России, которая на самом деле требует совершенно альтернативной политики расселения по территории населения мегаполисов. И указанная главой Минэкономразвития (!) тенденция не является непреодолимой, хотя её и раскручивают глобально, по той простой причине, что согнанным в мегаполисы населением легче управлять, легче психологически обрабатывать.
Роль государства - это настройка экономической системы на такой режим функционирования, при котором всей в обществе обеспечивалось удовлетворение естественных потребностей, при постоянном снижении цен на продукцию отраслей, что требует государственного планирования развития многоотраслевого народного хозяйства. А Мау предлагает отдать всё это бизнесу совершенно не понимая, что никакая «невидимая рука» рынка не способна управлять долгосрочным развитием общества.
Говоря про опыт СССР, Владимир Мау оценивает его негативно, хотя в отличии от управленцев, которых готовит РАНХиГС, советские управленцы особенно 30х-50х успешно решали практически все задачи, стоящие перед ними. Связано было именно в ориентацией советского человека на правильные ценности созидания, а не разрушения.
Журналист, который брал интервью, также задался вопросом - о каких собственно ценностях говорит ректор РАНХиГС, может ли университет придумать ценности на пустом месте, и более того, подчеркнул важную деталь, что университетское образование существовало в рамках библейской системы ценностей.
По нашему мнению на данный момент ровным счётом ничего не изменилось с тех далеких пор: российская система образования по-прежнему является частью западной библейской культуры в целом, именно по этой причине, если брать исконно русские ценности - совестливость, справедливость, то она на них не ориентирована. Отсюда ясно и то, почему науки нравственно выхолощены, и почему развитие техносферы оторвалась далеко вперёд от нравственности, а западная цивилизация является лидером на пути движения к самоликвидации человечества.
Владимир Мау ушёл от ответа на поставленный вопрос, пустившись в рассуждения об абстрактной свободе, также не давая её определения, а потом и вовсе перешёл к обсуждению технологий донесения информации.
Далее Мау сказал о том, что относится «к тем, кто считает, что есть мир с ценностями, а есть мир без ценностей». Тем самым открыто обозначив, что не владеет социологией. Все люди на планете, за исключением разве что «маугли», растут в определённой культуре, которая подобно гончару лепит их нравственность и мировоззрение. Следовательно те или иные ценности есть у каждого, а если их максимально обобщить, то мы придём к тому, что есть разрушительные ценности, а есть созидательные.
Непонимание ректором РАНХиГС очевидных вещей приводит к огульной критике СССР с его стороны, как системы без ценностей. А также непониманию того, почему многие молодые люди обращаются к советскому прошлому. Социализм действиельно провозглашал высокие идеалы построение справедливого общества, однако марксизм, как философская и полиэкономическая база для построения социализма не был пригоден, что и показала последующая практика хозяйствования. Кроме того Мау, доказывая неэффективность социализма, противопоставляет план и рынок, в частности «по Мау» нет необходимости выявлять контрольные параметры, которым можно оценить качество управления, поскольку человек обрекает себя «на игры с этими показателями».
Данное заблуждение также проистекает из того, что Мау не выявляет нравственную составляющую управления. А раз нравственность изначально не определена, то «по Мау» следует, что человек изначально будет лгать и «играть» с параметрами управления.
Какое решение проблемы предлагает Мау? Дать студенту возможность самоопределения, то есть возможность выбора какие предметы ему изучать, обеспечить мультидисциплинарность обучения. Особенно важными в системе обучения Мау считает именно гуманитарные науки, хотя их их роль по его мнению на данный момент принижена.
Более коротко и чётко принцип подготовки кадров в русле западной библейской культуры, которые долго и пространно излагал Владимир Мау, изложил академик, математик и экологист Никита Моисеев в беседе за «круглым столом» в «Горбачев-Фонде»:
Наверху (по контексту речь идет об иерархии власти) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране.
Иными словами мерзавец-дурак, способный наломать много дров, у власти быть не должен. Но осторожный мерзавец, который будет творить мерзости с оглядкой, так чтобы остальной мерзостной «элите» жилось спокойно и сытно, вполне приемлем.
Человек же, способный призвать «элиту» к отказу от мерзостей, будет воспринят ею как антисистемный фактор - на стадии мирной агитации за счастье для всех, а когда обратившиеся к праведности перейдут от мирной агитации к утверждению справедливости и осуществлению социальной гигиены, опираясь на поддержку не-«элиты», то это будет названо тиранией, фашизмом, тоталитаризмом и т.п.
Принципы кадровой политики, провозглашённый академиком Никитой Моисеевым и Владимиром Мау, в России утратили свою работоспособность. И возврата к ним не будет. Поэтому в России действительно будет выстроена новая система образования, в которой приоритетом будут не абстрактные ценности, а воспитание человека живущего по совести и несущего в мир справедливость, следствием чего станет добросовестный труд на благо общества.