Сатанинское поветрие...

Apr 05, 2015 14:02


Помещаем еще один репортаж Н. Н. Брешко-Брешковского из Парижа 1934 года. Описываемая выставка проходила в Париже в июне-июле 1934 года и была организована Антикоммунистической лигой Обера, о которой мы уже писали в этом блоге пару лет назад. Гидом Н. Н. на этой выставке был князь Константин Александрович Горчаков (25. 04. 1906, Берлин - 12. 05. 1994, Уругвай). Правнук нашего канцлера, вместе со своим старшим братом-погодком Михаилом, Константин Горчаков был вывезен матерью вначале в Константинополь, а затем в Ригу к своим родственникам Радзивиллам. Потом семья перебралась в Швейцарию, где оба брата получили инженерное образование. Братья Горчаковы были активными сотрудниками Обера по Антикоммунистической лиге. В том же 1934 году Константин Горчаков женился на Марии Александровне Вырубовой, падчерице легендарной фрейлины Вырубовой (Танеевой). В Южную Америку Константин перебрался еще до войны, а в сороковые годы помог устроиться в Аргентине и старшему брату Михаилу, ставшему активным строителем, прихожанином и регентом храма Сергия Радонежского в пригороде Буэнос-Айреса Вилья-Бальестер.

На выставкѣ по борьбѣ съ безбожіемъ

Отвратительныхъ полчаса.

(КОРРЕСПОНДЕНЦІЯ ИЗЪ ПАРИЖА.)

Хотя на этой выставкѣ поперебывало уже около семи тысячъ человѣкъ, попасть на нее, какъ говорится «съ улицы» - невозможно: внизу, очень вѣжливый и корректный полицейскій спрашиваетъ:

- Вашъ именной билетъ?

- Я не получилъ приглашенія, но я - журналистъ.

Меня смѣрили испытующимъ взглядомъ съ головы до ногъ.

- Въ такомъ случаѣ - вашу визитную карточку...

Протягиваю.

Полицейскій, внимательно скользнувъ но ней взглядомъ, приглашаетъ: «Будьте добры подняться въ первый этажъ.»

Что же это за выставка?

Нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ католическое и протестантское духовенство Швейцаріи, давно уже влившееся въ антикоммунистическую лигу Обера, объединившись съ духовенствомъ нѣсколькихъ европейскихъ государствъ, рѣшило активно бороться съ антирелигіозной пропагандой третьяго интернаціонала...

Какъ это осуществлялось и какіе дало результаты, объ этомъ я скажу немного позже, а сейчасъ сдѣлаемъ бѣглый обзоръ выставки.



Моимъ любезнымъ гидомъ былъ молодой инженеръ кн. К. А. Горчаковъ, одинъ изъ главныхъ сподвижниковъ Обера.

- Вотъ видите, - пояснялъ онъ, - это изрѣченія теоретиковъ большевизма Маркса, Энгельса и др. Много десятковъ лѣтъ тому назадъ они бросили зажигательные лозунги, пропитанные ненавистью къ религіи. Рядомъ - цитаты изъ сочиненій позднѣйшихъ, уже «не теоретиковъ», - Ленина, Ярославскаго, Дзержинскаго...

Мы подходимъ къ громадной картѣ Европы и Азіи.

Она вся блѣдна и тѣмъ рельефнѣй выдѣляется неправильное вытянутое кроваво-красное пятно, расползшееся по Европейской и Азіатской Россіи.

- Это исполинское пространство, - говоритъ Горчаковъ, - гдѣ съ безпощадной свирѣпостью преслѣдуютъ вѣрующихъ, закрываютъ храмы, а служителей религіи ссылаютъ на принудительныя работы, уничтожаютъ физически и томятъ въ тюрьмахъ. Дальше - вотъ графическое изображеніе антирелигіозной пропаганды по всему міру. Какъ видите, Франція занимаетъ далеко не послѣднее мѣсто. Но гдѣ ученики превзошли своихъ учителей, это - въ Мексикѣ. Тамъ за тайное совершеніе требъ, за исповѣдь умирающаго, за крещеніе младенца - полагается разстрѣлъ...

Мы переходимъ отъ одного щита къ другому, съ наклеенными рисунками изъ совѣтскаго «Безбожника» къ другимъ, въ такомъ же духѣ, журналовъ. Гнусное, отталкивающее впечатлѣніе...

Даже не хочется разсказывать словами содержаніе кошунственныхъ рисунковъ.

Назвать «каторжнымъ» стиль юмористическаго текста, сопровождающаго изображенія Христа, Богоматери, святыхъ и князей церкви православной, католической, мусульманской, буддійской и іудейской, было бы чрезвычайной снисходительностью...

Навѣрное, «пенсіонеры» кандальнаго отдѣленія Сахалинскихъ тюремъ «кроваваго царскаго режима» обидѣлись бы за подобную параллель... И при этомъ какая убогая фантазія... Какая жалкая «словесность», какой убійственный шаблонъ...

Повсюду - одинъ и тотъ же принципъ: «попъ и капиталистъ».

Какъ иллюстрація, на одномъ изъ рисунковъ упитанный банкиръ съ еврейской внѣшностью совѣщается о чемъ-то съ Христомъ.

Но далеко не весь графическій матеріалъ представленъ журналомъ «Безбожникъ». Сосѣдній залъ весь отведенъ большимъ фотографіямъ. Это не фотографіи, это - сплошной моргъ. Трупы, лежащіе въ повалку, цѣлыя нагроможденія труповъ, трупы, разложенные съ какой-то дьявольской симметричностью... Вся эта чудовищная гекатомба есть ничто иное, какъ десятки, сотни священниковъ замученныхъ, разстрѣлянныхъ, сожженныхъ...

Съ холоднымъ ужасомъ покидаешь этотъ моргъ и, прибавлю еще, со вздохомъ облегченія...

Обойдя эту скорбную анфиладу комнатъ, мы съ кн. Горчаковымъ спустились внизъ въ секретаріатъ выставки, гдѣ мой гидъ ознакомилъ меня съ тѣмъ, что было уже сдѣлано въ Швейцаріи..

- Эта выставка, недавно устроенная нами въ Женевѣ, имѣла громадный успѣхъ. Вотъ вамъ краснорѣчивыя цифры: около пятидесяти тысячъ зрителей прошло черезъ нее. Съ особеннымъ удовольствіемъ отмѣчу: подавляющее большинство посѣтителей - простые люди, крестьяне, рабочіе и, выражаясь большевицкимъ языкомъ, «мелко-буржуазный» элементъ... Настолько велико было агитаціонное впечатлѣніе, лучшій показатель, тотъ фактъ, что тысячи потрясенныхъ людей обращались къ намъ: «мы хотимъ бороться съ этимъ сатанинскимъ повѣтріемъ, учите насъ, дайте намъ указанія, что мы должны дѣлать? Мѣстная парижская молодежь, посѣщающая выставку, искренне, горячо, какъ и въ Женевѣ, ищетъ у насъ отвѣта на волнующіе вопросы. Какъ вы сами убѣдились на своемъ собственномъ примѣрѣ, мы, во избѣжаніе скандаловъ и безчинствъ, фильтруемъ нашу публику и, несмотря на это, за какихъ-нибудь десятъ дней насъ посѣтило уже очень много народу... Растущій съ каждымъ днемъ успѣхъ внушилъ намъ мысль продлить выставку почти до конца іюля... А затѣмъ мы предпримемъ пропагандное «турнэ» по такимъ центрамъ Франціи, какъ Марсель, Ліонъ, Тулуза...».

НИКОЛАЙ БѢЛЫЙ.

Духовная брань, Парижские огни, Антибольшевизм, Параллели, Н. Н. Брешко-Брешковский

Previous post Next post
Up