Граф Александр Александрович Салтыков - один из энциклопедистов-универсалов, которых мало оставалось в конце XIX - начале XX века. Домашнее воспитание, классическое образование, жизнь в усадьбе на своей земле, портреты предков на стенах и, конечно, гены сделали свое дело. И постепенно сформировался мыслитель и поэт, ученый и романтик, в котором специальность - земельный вопрос в России - гармонично сочеталась с огромной широтой кругозора и глубиной постижения судеб Родины.
Примерно к середине нулевых годов XX века выкристаллизовалось мировоззрение Салтыкова. Он стал участником «оппозиции справа», которую условно можно определить как оппозицию крупных помещиков-землевладельцев.
Салтыков проявляет себя как вдумчивый ученый-статистик, исследователь земельного вопроса в России, в результате которого родилась его интереснейшая концепция исторических судеб нашей страны, которую мы попытаемся тезисно изложить.
В отличие от широко распространенных и активно насаждаемых социалистическими кругами взглядов на простого русского человека как на природного земледельца, внимательное исследование этого вопроса привело Салтыкова к совершенно противоположному взгляду.
Русский народ по природе своей - не земледелец, а торговец и предприниматель, землей занимающийся поневоле, исключительно для прокорма семьи. На протяжение долгого времени русский мужик вел хищническое хозяйство - на месте вырубленного леса истощал почвы довольно быстро, бросал эту землю и уходил на новую, еще не испорченную землю. Это очень мешало сбору налогов, поэтому крестьян, помимо их воли стали постепенно закреплять в деревнях, навязав более эффективную трехпольную систему земледелия, а потом вообще закрепили за помещиком или государством, и это послужило основой развития и процветания государства на протяжении XVII - XIX веков.
При всей неэффективности и недостатках крепостного права, к середине XIX века в России сложилось крупное промышленное крепостное производство на основе крупного помещичьего землевладения и сосредоточении в руках помещиков достаточных финансовых и производственных мощностей.
Император Николай I, по мысли Салтыкова - последний император-продолжатель дела Петра - много думал над вопросом освобождения крестьян, но так и не успел осуществить своих планов из-за своей столь неожиданной для всех кончины.
С Александром II, но особенно с Александром III, начинаются, по мысли Салтыкова, так называемые «сумеречные десятилетия», когда ложно понятая концепция народности ведет к непоправимым ошибкам, приведшим в итоге к крушению императорской власти и погибели России.
Главной трагедией России явилась «великая реформа» 1861 года, проведенная по чудовищным по своим последствиям лекалам. Крестьяне были освобождены «с землей», но не бесплатно даваемой, а с обязательным выкупным платежом, причем возможность индивидуального выкупа и выхода из общины была с самого начала резко ограничена, а с начала 90-х годов - стала почти невозможной (до Столыпинской реформы).
Появилось невиданное ранее, но столь любимое русской интеллигенцией образование, - подушная община с неизбежными постоянными переделами земли по числу членов семьи. Черные переделы и гнет общины над индивидуальным крестьянским хозяйством достигли невиданных размеров.
Из-за потери экономической основы крепостная промышленность была повсеместно разорена в течение каких-нибудь 2-3 лет. При этом не было достаточной основы для развития крупного крестьянского хозяйства, которое душила община. В результате сложилось катастрофическое для экономического развития страны положение, когда крестьяне, лично свободные, но по рукам и ногам привязанные к общине выкупными платежами, уходили на заработки в города и образовывали класс рабочих, но семьи их оставались в деревнях и кое-как, силами женщин, стариков и детей, обрабатывали свои наделы. Поэтому вместо нормального городского, образованного и обеспеченного рабочего класса образовался разрывающийся между городом и деревней люмпен-пролетариат, а деревня влачила жалкое существование. Было создано невиданное нигде в мире особое крестьянское законодательство. Лично свободный крестьянин фактически являлся изгоем в своей собственной стране.
Сельское хозяйство развивалось в основном за счет наличия крупных хозяйств, использовавших труд наемных рабочих. Причем производительность труда при работе на хозяина по сравнению с работой того же крестьянина на себя была более чем в 2 раза меньше.
Несмотря на неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства, огромный вклад в это дело на рубеже XIX - XX веков внесли так называемые энтузиасты: крупные землевладельцы, которые несмотря ни на что, в тяжелых климатических условиях и на плохих почвах благодаря своей настойчивости и самопожертвенному труду сумели создать крупные исключительно эффективные хозяйства.
По мнению Салтыкова, освобождение крестьян в 1861 году нужно было проводить БЕЗ ЗЕМЛИ, но и не отягощая крестьянина никакими обязательствами. Для тех крестьян, которые захотели бы продолжить работать на своей земле, должна была бы быть предусмотрена 15-летняя бесплатная аренда - а дальше крупное кресьянское хозяйство смогло бы, став на ноги, либо выкупить землю у помещика или у государства, либо платило бы арендную плату. Неэффективные крестьянские хозяйства, разорившись, пополнили бы городское население, корнями врастая в городскую среду. Никакой подушной общины вообще не нужно было создавать - это была гиря, повешенная на народ «прогрессивно мыслящими людьми».
Столыпинскую реформу Салтыков приветствовал, но считал ее запоздалой и половинчатой, недостаточно радикальной. Вплоть до революции 17 года, да и после нее, Салтыков находился в «дворянской оппозиции» к исторической русской самодержавной власти, которую с Александра II он считал поврежденной, изменившей делу Петра в пользу искусственного «народничества».
Впоследствии, уже после революции, Салтыков осмыслит немецкие теории нации в отношении к русской исторической действительности и выдвинет теорию «двух Россий»: конфликте «российской нации» с «русским этносом», но об этом нужно писать отдельно.
В 1917 году, между февралем и октябрем, граф Салтыков под псевдонимом «Александров» издал интереснейшее статистическое и аналитическое исследование о земельном вопросе в России, где осудил осуществлявшийся тогда при бессилии, а порой и при попустительстве властей черный передел, разрушивший прежде всего эффективно работавшие крупные хозяйства, причем под этот передел попали не только помещики, но и крупные и средние крестьянские хозяйства.
До конца жизни земельный вопрос не переставал интересовать Салтыкова. Он внимательно изучал то, что происходило с землей при советской власти, в том числе и сталинсую коллективизацию, писал об этом в эмигрантской печати.
Изучение произведений графа А. А. Салтыкова помогает понять, почему мы такие, какие мы есть теперь, разобраться в истоках нашей сегодняшней бесхозяйственности, перестать жить мифами прошлых веков. Ведь правильный диагноз - основа правильного лечения!