Последнюю неделю мы провели в единоверной древней Грузии. Конечная цель - прогулка по Батумскому ботаническому саду. Но началом путешествия стал Тбилиси. Прилетели туда мы на S7 из неудобного для нас Домодедова 31 октября в послеобеденное время. Во время двухчасового перелета я усердно учил грузинские буквы по скачанному из интернета самоучителю, и при прохождении границы уже смог прочесть: პასპორტის კონტროლი - «паспортис контроли» - оказалось не так сложно!
Пока завершили все формальности, получили багаж, поменяли рубли на лари и добрались до гостиницы, - «Холидэй Инн» возле метро «Политехническая», поселились в номер - стало смеркаться.
Мы глянули на карту города, полученную на рецепции, и поехали к старому городу на метро. Проехаться на тбилисском метро я бы рекомендовал всем, приезжающим сейчас в Тбилиси. Система простая: в кассе нужно получить магнитную транспортную карту (залоговая стоимость 2 лари) и положить на нее любую сумму, кратную половине лари (стоимость одной поездки). Если вас двое - достаточно купить одну карту. Карта действует и для фуникулера. Когда уезжаете из Тбилиси, можете сдать карту в кассу - и вам вернут залоговую стоимость и неиспользованные деньги. Ближайшая к старому городу станция - «Тависуплебис маэдани» («Площадь свободы», бывшая «Площадь Ленина»).
Каждый приезжающий должен помнить о нескольких волнах переименований последних лет. В государстве проведена тотальная десоветизация и дерусификация. В городах и весях заменены названия почти всех улиц, причем речь не идет о возвращении дореволюционных названий. Руководители новой Грузии присвоили улицам имена «национально сознательных» деятелей. Это очень напоминает метод большевицких переименований. Путеводители и сами жители часто не поспевают за переменами. Пишется «трамвай», выговаривается «конка» - помни об этом, путешественник. Так, главная улица старого Тбилиси - Леселидзе, не стала вновь «Армянским базаром» - такое официальное название здесь категорически невозможно сейчас - но «генерала Котэ Абхази», и на картах - Абхази. Но называют ее все Леселидзе - и только Леселидзе - и даже в адресах продолжают так писать. Еще одной проблемой для русского путешественника является то, что в Тбилиси русский язык вытеснен из официального обихода. Поэтому возникает проблема с названиями улиц и другими русскими топонимами. На картах - грузинские или английские названия с самыми невероятными транскрипциями. Так, Пушкинская улица на английских планах будет обозначена как Pushkin или Pushkini - и это еще не самый сложный случай.
А как перевести название парка Рике? - нужно просто знать, что по-русски это Пески, с ударением на первом слоге!
Итак, мы вышли из метро на «Площади Свободы». В эту поездку мы пользовались для ориентирования старым добрым «ozi explorer», имеющем версию для андроида. В ночь перед отлетом я залил в телефон генштабовские 500-метровки Грузии. И озик нас ни разу не подвел.
Выход из метро находится на проспекте Руставели (бывшем Головинском проспекте - главной улице нового, европейского Тбилиси). Мы пошли направо (на юг), миновав русский театр Грибоедова (в тот вечер играли «Дядю Ваню») и метров через 100 вышли на пресловутую «площадь Свободы» (бывшая Эриванского (Паскевича), затем Театральная, затем Закфедерации, затем Берии, затем Ленина). Вместо памятника Ленину воздвигнут «монумент свободы» - колонна, увенчанная золотым святым Георгием, поражающим змея - очередной шедевр Зураба Церетели, красиво подсвеченный вечером. По сложному подземному переходу вышли на другую сторону площади - к Пушкинской улице (он здесь останавливался в Тифлисе) и, дойдя до начала этой улицы, повернули налево на культовую «Леселидзе». Мы искали ресторанчик грузинской кухни, - прошли мимо двух или трех, но не стали в них заходить - пустая, темная улица, рестораны открыты, но в них никого. Вернулись на Пушкинскую, прошли по ней до конца - посмотрели раскопанные и законсервированные недавно остатки крепостной стены XI века и вышли на улицу Бараташвили (бывшая Мухранская). Оттуда вернулись на Пушкинскую и зашли поужинать в ресторанчик грузинской кухни «Самикитно» (სამიკიტნო) - недорогой сетевой кабачок с вполне аутентичной недорогой едой и вежливым, но не очень церемонным обслуживанием. Я заказал себе харчо и хинкали. Пили недорогое красное разливное «Саперави» - тоже остались довольны. Увидели, как едят хинкали в Тбилиси - накалывают на вилку толстый скрученный конец, едят с вилки, надкушивая хинкали, выпивая из подвешенной таким образом хинкалины бульон и плоско используя нож для поддержки. В Батуми мы видели, как в ресторанах местные едят хинкали, беря их руками, но мы так опроститься в эту поездку не смогли.
После ужина двинулись по проспекту Руставели на север. Это был вечер американского хэлоуина, улица была заполнена группами молодежи с разрисованными лицами и соответствующе одетыми. На улице одинакового вида бабушки торгуют несколькими видами орешков и семечек: поллари маленький стакан, один лари - большой. Орешки из стакана высыпаются в бумажный кулек, после чего рукой добавляется небольшая горка. Не знаю, как семечки, но орехи эти очень вкусны - свежие, свеже обжаренные - не сравнить с химической дрянью, продающейся в Москве.
По левой стороне проспекта Руставели проходим мимо огромного по площади дворца Наместника (грузины переводят титул на английский vice-roy), дома правительства, перед которым демонтированные фигуры рабочих и колхозников заменены фонтанами), первой гимназии с двойным памятником Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели (очень издали напоминают Маркса и Энгельса) и других известных зданий. Далее не очень длинный проспект заворачивает и заканчивается станцией метро «Руставели». Далее пошли в сторону гостиницы по продолжению проспекта Руставели - улице Петра Меликишвили и, дойдя до памятнику Шевченко (а як же без него?) перешли на другую сторону улицы к скверику возле здания Тбилисского университета) и пошли по спуску Варазис-хеви к месту впадения реки Веры в Куру. Там сейчас построена довольно сложная развязка вокруг «Площади Героев» - очередного творения Саакашвили. В центре площади стоит высокая железобетонная конструкция, обложенная мрамором, а в глухом углу горит вечный огонь с двумя одетыми в живописные красные черкески часовыми. Часовые стоят возле мраморной доски с именами «героев, погибших за территориальную целостность Грузии» - тбилисские юнкера 1921 года, участники антибольшевицкого восстания 1924 года, военнослужащие, погибшие в Абхазии и Южной Осетии - всего около 4 тысяч имен. Поздним вечером караул и вечный огонь производят на случайных (таких как мы) прохожих жутковатое зрелище: вокруг темнота и ни души, рядом система темных неосвещенных подземных переходов, неподвижный почетный караул в прозрачных кабинках, возле караула фланирует полицейский, а в соседнем зоопарке дико вопят обезьяны...
Перейдя через Веру по сложной узкой пешеходной развязке вышли на левую улицу и, пройдя мимо зоопарка, через несколько сот метров пришли своей гостинице. Немного прогулялись по окружающим гостиницу улицам, в супермаркете купили сыру и вина и около 11 ночи пришли в номер.
В Грузии пока сохраняется грузинско-русское двуязычие в городах. Но будьте готовы к тому, что молодежь, приехавшая из деревень, ни слова не понимает по-русски. Это касается большой части продавщиц в продуктовых супермаркетах. Есть также местные юные свидомые, которые принципиально пытаются говорить с русскими по-английски (их любимое слово «sorry») - но таких совсем мало. В основном же грузины - очень доброжелательные, вежливые, обходительные и жизнерадостные люди. За все время нашего пребывания в Грузии мы не разу не столкнулись с грубостью и хамством.
Во многих тбилисских семьях с детьми специально говорят по-русски - мы это наблюдали неоднократно - считается очень важным хорошее владение русским языком - часто необходимое условие для устройства на хорошую работу. Молодые люди, плохо владеющие русским часто комплексуют и стараются овладеть разговорным русским, например, чтобы успешно работать таксистами.
Еще одно наблюдение дилетанта: самолет процентов на 60 был заполнен этническими грузинами, но почти все они выстроились на паспортный контроль с русскими паспортами, почему-то не пользуясь свободным окном для граждан Грузии.
Как бы ни складывалась политическая ситуация, в ближайшие 10-15 лет мы вряд ли будем чувствовать себя в дружелюбной Грузии за границей...
Так прошел наш первый вечер в Тбилиси. Единственной проблемой, с которой мы столкнулись - невозможность купить штопор... Собираясь в Грузию, помните, что здесь почти нет привычных нам хозяйственных магазинов. Преобладают «маркети» - магазинчики пешей доступности, «сапоги с пирогами». В них не бывает штопоров. Не продают штопоры и в винных лавках. И в гостиничных номерах их нет (воруют). Приходится просить штопор на рецепции в гостинице - «one-touch service»). И в этом случае штопор в руки тебе не дадут - придет горничная с салфеткой и предложит свои услуги по откупывариванию бутылки. А в винных погребках тебе предложат вытянуть пробку до половины, чтобы в номере ты мог откупорить бутылку рукой...
О нашей гостинице в Тбилиси. Holiday Inn - хорошая гостиница. Не самая дешевая, но и не самая дорогая. Отличные завтраки. Чистый удобный номер. Вышколеный вежливый персонал. Отличное расположение рядом со станцией метро.
Хороший вид на Мтацминду (Святая Гора) (жаль только, что мы в этот приезд туда так и не сходили, а там ведь могила Грибоедова и его жены, ставшей вдовой в 16 лет...)
(Продолжение следует...)