Jan 18, 2025 10:37
Сегодня Голодная кутья, Крещенский сочельник.
По народному обычаю, это третья Кутья в Святки. Первая (Богатая кутья) = Рождественский Сочельник, следующая Кутья -- канун Нового года, а Голодная (последняя в Святки) -- сегодня.
Кутья -- название блюда, которое ставится на стол в эти дни: вариант каши из ячменных зерен + мед (предпочтительнее в сотах). Название восходит к слову "кут" = угол. По народным верованиям в "запечном" углу хаты обитают духи предков, дедов, или "дзядов" (в Польше и на Белой Руси). Хозяин старался никогда не садиться в этот угол. Только для попа это было почетное место.
Голодной кутья называется потому, что принимать пищу и смеяться можно было только после Водосвятия, которое происходило возле ближайшего к церкви колодца.
День хозяйки посвящали генеральной уборке -- вычищалось и отдраивалось всё, включая пол и стены. Все должно было быть к вечеру очень чистым.
Празничный стол с приготовленной кутьей был накрыт заранеее. После Водосвятия в дом приносили освященную воду и кропили ей все, освящая стены и углы крестным знамением ("с нами Крестная сила"). После окропления кутьи часть зерен давали курам (чтобы лучше неслись).
Как видим, кутья отражает старые дохристианские обряды славян и скандинавов: тризну, когда готовилась специальная еда и чтили духов предков.
У Гоголя в его самой жуткой повести: "Вечер накануне Ивана Купала", главным событием которой является ритуальное убийство шестилетнего мальчика, есть темное для современного читателя место:
"Одеревянел Корж, разинув рот и ухватясь рукою за двери. Проклятый поцелуй, казалось, оглушил его совершенно. Ему почудился он громче, чем удар макогона об стену, которым обыкновенно в наше время мужик прогоняет кутю, за неимением фузеи и пороха."
Что такое пестик, которым мужик "прогоняет кутью" за неимением ружья и пороха, не объясняется нигде: ни в Полном собрании сочинений 40-х годов, ни в "Полном собрании сочинений" Издательства Московской Патриархии, вышедшей относительно недавно под редакцией И. И. Виноградова, ни в полуакадемическом киевском семитомнике на "соловьиной" мове. В сносках объясняют, что макогон -- это пестик, которым перетирают мак, а кутья -- особое блюдо. Можно подумать, что "прогон кутьи" -- особый этап в приготовлении кутьи. Зачем тогда ружья и порох?
На самом деле, кутью начинали прогонять, когда вставали из-за праздничного стола. Выходили на улицу и стучали палками по деревянному забору, а в воздух стреляли из ружей.
Это тоже отголосок древних дохристианских обрядов, связанных с культом предков. Предкам посвящались священные рощи, и люди подходили к деревьям, стучали по стволам и сообщали духам свои просьбы. "Чур меня!" и стучание по дереву сейчас -- отголоски этих древних обычаев. Чур -- это древнее божество, обитавшее в священных рощах.
А в Польше в Крещенский Сочельник подается крупник -- суп с перловой крупой.