Вечно поминаемые и навечно отвергнутые Церковью постепенно вписывались в специальную все время разраставшуюся богослужебную книгу Сѵнодик. Анаѳематсвованию была посвящена фундаментальная научная работа A. T. Никольского "Анаѳематствование, совершаемое в первую неделю Великого поста (С. Петербург, 1879). Данный труд был практически полностью воспроизведен плагиатором в конце 1990-х в издательстве Сретенского монастыря по новой орфографии.
Именно здесь мы найдем полные тексты (с разбором вариантов) анаѳем из русского Сѵнодика.
Чин анаѳемы появился в Последовании Недели Торжества Православия не случайно. Изначальной сутью Праздника было воспоминание о победе над иконоборцами. Именно их проклинала Церковь в первую очередь, именно над ними торжествовала. Новые ереси и новые отступники расширяли список анаѳематствуемых. Вначале Русская Церковь просто перевела греческую службу на церковно-славянский язык, но постепенно чин анаѳемы расширялся все новыми еретиками и преступниками. Процесс продолжался до 1760-х годов, пока в 1766 году в рамках нарождающейся церковной реформы Екатерины и привлечением в страну потока религиозных сектантов из Германии, личный список поминаемых в Неделю Торжества Православия был резко сокращен и ограничен только двумя особо ненавидимыми народом именами: Гришкой Отрепьевым и Ивашкой Мазепой. Новые анаѳемы продолжались (самый яркий пример -- Емелька Пугачев), но имена отступников не вносились в Последование Недели Торжества Православия.
Так продолжалось до конца 1860-х годов, когда в рамках либеральных реформ Александра I и под скрытым давлением первых ревизионистов-украинофилов, под надуманным предлогом необходимости "юридического ограничения церковного права в условиях прогресса" из чина были исключены последние 2 имени и служба приобрела в целом современный вид, когда идет перечисление ересей без упоминания имен. Под катом привожу сканы страниц из издания Сретенского монастыря с разбором вариантов церковного проклятия Мазепы в Последовании Недели Торжества Православия.
Новый измѣнникъ, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетманъ Украинскій, или паче антихристовъ предтеча, лютый волкъ, овчею покрытый кожею, и потаенный воръ, сосудъ зміинъ, внѣ златомъ блестящійся, честію и благолѣпіемъ красящійся, внутрь же всякія нечистоты, коварства, злобы діавольскія, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитія и убійства исполненный. Ехиднино порожденіе, иже аки змій вселукавый, ядъ свой злаго умышленія на православное государство чрезъ долгое время начальства своего потаенный, изблева прошлаго 1708 года въ мѣсяцѣ декемвріи, презрѣвъ толикая благодѣянія Божія и крайнюю неизреченную къ себѣ Государеву милость и любовь, ковалерствомъ превысокимъ отъ него почтенный.
Сломалъ вѣру и вѣрность, на крестномъ цѣлованіи обѣщанную и утвержденную. И аки вторый Іуда предатель, отвержеся христа Господня и благочестивыя державы Благочестивѣйшаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексіевича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержца. И привержеся врагу Божію и святыхъ Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу Второмунадесятъ, впровадилъ его въ малороссійскую землю, иже Церкви Божія и мѣста святая осквернилъ и разорилъ. И бысть ему шведцкому королю помощникъ и поборникъ въ брани, и на благодѣтеля своего и Государя разбойническую воздвиже руку, хотя малороссійскую землю, аки прегордый люцыферъ, хоботомъ своимъ измѣнническимъ и разбойническимъ отъ благочестивой и великороссійской державы отторгнути. Но не поможе ему Господь силъ тое свое діавольское умышленіе и злобу совершити; ибо силою Божіею, мужествомъ же и храбростію непреодолѣннаго Монарха нашего Благочестивѣйшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексіевича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержца, и Его побѣдоноснаго воинства побеждены суть вся полки непріятельскія подъ городомъ Полтавою въ прошломъ въ 1709 году, мѣсяца іунія въ 27 день, тако преславно, яко едва самъ король свейскій и оный измѣнникъ Мазепа убѣже къ Турскому порту подъ защищеніе. И тамо окаянный по немногихъ днехъ злобу свою и житіе сконча, и хотя взыйти на небо, и бытіи подобенъ вышнему, до ада низведеся.
Тѣмъ же яко сынъ погибели за таковую свою измѣну отступничество отъ благочестивой державы, предательство же и поднесеніе рукъ разбойническихъ и брани на христа Господня, своего благодѣтеля и Государя, со всѣми своим единомысленники, скопники и измѣнники, да будетъ проклятъ!
(кѵръ Іоасафъ (Кроковскій), митрополитъ Кіевскій, Галицкій и всея Малыя Россіи)