Время основания Звенигорода можно установить только приблизительно. Впервые упоминается он в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты, которую относят к 1328-1331 году. Это означает, что к этому времени Звенигород как город уже существовал. Но вот когда он был основан, каким князем и при каких обстоятельствах до сих пор является предметом споров.
Подмосковный Звенигород не упоминается в числе городов Владимиро-Суздальской Руси, разоренных Батыем в 1237 году, поэтому вряд ли существовал до монгольского нашествия. Не упоминается он и в числе разоренных в 1293 году ханским братом Дюденей городов (а в числе их - Москва, Коломна и Можайск, лежащие ниже и выше по течению Москвы-реки). Таким образом, вероятное время основания Звенигорода суживается до промежутка между 1293 и 1328 годами.
Если учесть, что Можайск был взят изгоном (захватом князя) честолюбивым и воинственным князем Юрием Даниловичем (старший сын Данилы Московского и старший брат Ивана Калиты) в 1303 году, уже на первом году его княжения, то становится понятно, что место нынешнего Звенигорода, находящегося на Москве-реке между Можайском и Москвой, вошло в состав Московского княжества не позднее 1303 года. А если учесть дерзкую воинственную политику князя Юрия - конфликт не на жизнь, а на смерть с тверскими и рязанскими князьями (у последних он отвоевал Коломну - и Москва-река от истока до устья стала внутренней рекой Московского княжества) - возникает разумное предположение, что Звенигород был основан скорее всего именно князем Юрием Даниловичем как военный форпост, охраняющий с Запада подступы к Москве. Расположенный на высоком холмистом левом берегу Москвы Звенигород был скорее всего военным укреплением с постоянным небольшим гарнизоном, и ко времени написания духовной грамоты Ивана Калиты получил статус города, административного центра достаточно большой территории, ставшей впоследствии удельным княжеством. Романтические фантазии о домонгольском времени основании города Звенигорода не выдерживают критики, хотя, безусловно, местность эта была обжитой с глубокой древности. Близость к Москве, невероятная красота окружающей природы и речной путь между Москвой и Можайском помогли быстрому возвышению Звенигорода в течение XIV века.
В 1382 году Звенигород разделил участь Москвы и был сожжен Тохтамышем. Второму по старшинству сыну Дмитрия Донского Юрию Дмитриевичу Звенигородскому пришлось заново обустраивать столицу своего удела. Юрий Дмитриевич был единственным из удельных князей, не только владевших, но и живших в Звенигороде. Политик обще-русского масштаба был одновременно и храмостроителем и покровителем искусств. Именно он построил главный городской храм - Успения Богородицы на Городке и храм Рождества Богородицы Саввина Сторожевского монастыря. Но не только это. Он же построил каменные храмы Троице-Сергиева монастыря и Александровской слободы, украсил соборы Московского Кремля. Украшением храмов занимались первоклассные художники: Андрей Рублев и его ученики.
Юрий Дмитриевич упросил ученика Преподобного Сергия Радонежского Савву стать духовником его семьи и поселиться в Звенигороде. На соседней со Звенигородским Кремлем горе Стороже или Сторожах (в страрых источниках именно так называется она: Сторожи) Преподобный Савва основал славный Саввин Сторожевский монастырь, столь любимый московскими государями.
Местное почитание Преподобного Саввы началось вскоре после его смерти в 1407 году, постепенно переросло во всенародное почитание.
Звенигородский Кремль (Городок) с Успенским Собором является историческим центром Звенигорода. К востоку от него расположился Городской Посад (нынешний центр города). К западу от Кремля находится Саввин Сторожевский монастырь, а под монастырской горой - Нижний Посад. На противоположном берегу реки лежит Верхний Посад. Такое территориальное членение города сложилось еще в XV веке.
После ликвидации Юрия Дмитриевича (вероятно, он был отравлен) и всех его потомков административное значение города падает, но постоянно возрастает духовное. Звенигород становится городом при Саввинском монастыре.
При Иване Грозном Звенигород отходит в Опричнину и становится местом ссылки вначале Казанского, а потом Астраханского хана до его смерти в 1565 году. Каким образом осуществлялось «кормление» ханов в пожалованной им Звенигородской вотчине мне узнать не удалось.
Царь-«миллионер» Борис Годунов отстроил себе прекрасную вотчину Вяземы неподалеку от Звенигорода.
В смутное время Звенигород и Саввин монастырь были разорены. В 1608 году Сапега практически под конвоем привез сюда несчастную царицу Марину Мнишек. («Я пообещал ей, что отвезу ее к мужу, но не пообещал, что муж будет тот же самый»). О чем молилась она 2 дня перед ракой Преподобного? Или не молилась, а просто оплакивала свою горькую судьбу? Тешила себя честолюбивыми планами?
В сентябре 1619 года сюда со своим войском и с казаками Сагайдачного пришел претендент на московский престол королевич Владислав. Поскольку Москву им сходу взять не удалось, они двинулись на Троице-Сергиев монастырь, который им оказался не по зубам. В декабре в деревне Деулино недалеко от Сергиева Посада было заключено Деулинское перемирие, окончательно завершившее смуту. После Деулинского перемирия между нами и поляками был осуществлен обмен пленными и Филарет Никитич смог вернуться на Родину.
Встречали его торжественно вначале в Вязьме, потом в Можайске, а затем в Звенигороде, причем сюда прибыл уже сам его державный сын Михаил Федорович. Это знаменательное событие стало началом «Двоевластия». Мудрый партиарх помогал своему доброму и мягкому сыну восстанавливать страну после смуты.
Михаил Федорович любил Саввин монастырь и многократно бывал здесь.
Но настоящий расцвет монастыря наступил при царе Алексее Михайловиче. Вырастают новые каменные постройки, в том числе царский дворец и царицыны палаты. Дорога на Звенигород становится Царским путем, по которому царь ежегодно пешком совершает паломничество к Преподобному. Монастырь получает статус Лавры и уравнивается в правах с Троице-Сергиевым монастырем. Алексей Михайлович считает Преподобного Савву своим личным покровителем, спасшем его от неминуемой гибели на медвежьей охоте. Вплоть до Петра I значение монастыря продолжает возрастать.
Угасание духовной жизни в XVIII веке, а затем и секуляризация церковных земель сказываются на существовании обители, но в XIX веке значение его вновь начинает неуклонно возрастать. Внутри монастыря действует духовное училище, давшее стране не одно поколение подвижников, в их числе и новомученников и исповедников XX века. Местность вокруг Звенигорода становится излюбленным дачным местом москвичей.
Наступившие потом революция и все, что с ней связано, должны быть темой отдельного рассказа...