Казанская нынче именинница (400 лет нашему празднику!!!)

Nov 04, 2012 10:26






Празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери 8 іюля и 22 октября съ крестными ходами въ эти дни исключительно въ Москвѣ, было установлено царемъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ по случаю чудесъ, въ обиліи совершавшихся отъ списка чудотворной Казанской иконы Богоматери въ ополченіи избавителя Москвы отъ поляковъ князя Дмитрія Михайловича Пожарскаго. Главный же поводъ къ установленію этого мѣстнаго празднества былъ поданъ чудеснымъ видѣніемъ преподобнаго Сергія во снѣ въ ночь на 22 октября заключенному поляками въ кремлѣ Арсенію архіепископу Блассонскому, греку, единственному изъ православныхъ архіереевъ, пребывавшему тогда въ Москвѣ. Вотъ какъ повѣствуетъ объ этомъ біографъ архіепископа Арсенія:

„Блаженнѣйшій архіепископъ Архангельскій (служившій заупокойныя литургіи по царскихъ предкахъ въ Архангельскомъ соборѣ въ Московскомъ кремлѣ) киръ Арсеній, страшно изнемогая отъ великой скорби и голода и сокрушаясь, чтобы не сдѣлаться пищею воиновъ, оплакивая и сѣтуя на свое несчастіе и бѣдствіе, молился всемогущему Богу и Пречистой Его Матери, призывая и всѣхъ святыхъ на посѣщеніе и помощь и сохраненіе свое и молясь продолжительное время послѣ повечерія, отъ великаго труда и большой скорби онъ погрузился въ сонъ. Послѣ полуночи явился ему, архіепископу киръ Арсенію, весьма святому и дивному мужу, нѣкій богоносный мужъ, священнолѣпный монахъ, держа въ рукѣ своей посохъ (и) стуча въ дверь, сказалъ „Господи Іисусе Христе, Сыне Божіей, помилуй насъ". Іерархъ же отъ великаго голода не могъ отвѣтить „Аминь". Ударивши во второй и третій разъ, онъ сказалъ тоже слово. И едва святѣйшій іерархъ отвѣтилъ „Аминь", будучи полумертвымъ, невидимо отворилъ дверь и вошелъ внутрь священнолѣпный тотъ мужъ, монахъ ангелоподобный и, приблизившись къ ложу іерарха, коснулся рукою его, говоря: „Возстани, радуйся, ибо услышана молитва твоя Господомъ Саваоѳомъ, поелику Пресвятая Богородица и, просіявшіе въ Москвѣ, святые іерархи, преосвященнѣйшіе митрополиты святой Петръ, Алексій и Іона, величайшіе чудотворцы, усердно умолили всещедраго и многомилостиваго Бога, и Онъ услышалъ молитву Пречистой Его Матери и служителей Его святыхъ и сдѣлался милостивымъ, и помиловалъ и избавилъ васъ, христолюбивыхъ и благочестивыхъ христіанъ, отъ рабства и тираніи противоборниковъ Латинянъ и предалъ ихъ вамъ въ градѣ вашемъ въ руки ваши. И се возвеселится сердце ваше. И если захочешь узнать мое имя, то потщися и скоро можешь узнать". Сказалъ и другія духовныя изреченія и, сказавъ это, сдѣлался невидимъ ему. Іерархъ, пробудившись отъ сна и (вставъ) съ ложа, воздалъ славу святому Богу и Пречистой Богородицѣ и въ Москвѣ и во всей великой Россіи просіявшимъ святымъ чудотворцамъ. И разсказавъ келейнику, послушнику своему, монаху Кириллу о видѣніи, оба дивились и, изслѣдовавши, они по характеру и признакамъ узнали, что ему открылся великій, въ чудесѣхъ просіявшій, преподобный Сергій, богоносный отецъ нашъ и игуменъ великій лавры Святой Троицы.

На разсвѣтѣ дня, въ четвергъ, въ шестомъ часу того дня, легко, безъ большого боя, великіе бояре и князья русскіе съ немногими воинами взяли срединную крѣпость (Китай-городъ) и перебили всѣхъ польскихъ воиновъ. Великій же староста Струсь, оставшійся во внутренней крѣпости (въ Кремлѣ) съ немногими солдатами, попросилъ о мирѣ подъ тѣмъ условіемъ, чтобы они не предавали смерти ни его, ни находившихся съ нимъ. Великіе бояре и князья, смилостившисъ, выслушали ихъ просьбу и, отворивши ворота крѣпости, оба великіе боярина съ русскими солдатами вошли внутрь центральной крѣпости и въ царскія палаты."

Установленіе повсемѣстнаго въ Россіи празднованія въ честь Казанской иконы Божіей Матери въ 22 день октября съ 1649 года.

Итакъ установленное царемъ Михаиломъ Ѳеодоровнчемъ празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери совершалось въ одной Москвѣ, не распространяясь на другіе города Московскаго государства.

Сынъ и наслѣдникъ его, Алексѣй Михайловичь, справедливо признавая, что освобожденіе Москвы въ 1612 году отъ поляковъ, какь показали дальнѣйшія событія, равнялось фактическому избавленію всего Московскаго государства отъ междоусобицъ и смутъ лихолѣтья, обусловившихъ продолжительное нестроеніе государства, постановилъ обратить празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери изъ мѣстнаго въ общенародное во всей Россіи.

Калъ слѣдъ его благочестивыхъ заботъ въ этомъ дѣлѣ, сохранилась его окружная грамота Маркеллу, архіепископу Вологодскому и Великопермскому, которую мы здѣсь и прилагаемъ.

Окружная грамота царя Алексія Михаиловича Маркеллу архіепископу Вологодскому и Великопермскому о празднованіи явленію чудотворной Казанской иконы Божіей Матери въ 22 день октября.

„Отъ Царя и Великаго Князя Алексѣя Михайловича всеа Русіи, на Вологду, богомолцу нашему Маркелу Архіепискупу Вологодскому и Великопермскому. Въ прошломъ въ 121 году октября въ 22 день, милостію Божіею, и молитвами и заступленіемъ пречистыя владычицы нашей Богородицы, явленія чудотворныя иконы Казанскія, на память святаго Аверкія Епискупа Ерополского Чудотворца, Московское Государство отъ литовскихъ людей очистилось и сего ради Божія милосердія уставили праздновать Пречистой Богородицѣ, явленію чудотворныя иконы Казанскія, въ царствующемъ градѣ Москвѣ, при Отцѣ нашемъ блаженныя памяти при Великомъ Государѣ Царѣ и Великомъ Князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ всеа Русіи, а въ прошломъ во 157 году октября въ 22 день, на праздникъ пречистыя Богородицы, явленія чудотворныя иконы Казанскія, во время всенощного пѣнія, Богъ одаровалъ, родися намъ сынъ, Государь Царевичь Князь Дмитрей Алексѣевичъ: и мы указали нынѣ въ тотъ день, октября въ 22 день, праздновать пречистой Богородицѣ, явленію чудотворныя иконы Казанскія, во всѣхъ городѣхъ, по вся годы. И какъ къ тебѣ ся наша грамота придетъ, и ты бъ, богомолецъ нашъ, въ соборной церквѣ, со всѣмъ священнымъ соборомъ, и на посадѣ, и во всей своей архіепискупіи въ городѣхъ и въ уѣздѣхъ, и въ монастырехъ, и по всѣмъ церквамъ, велѣлъ праздновати пречистѣй Богородицѣ, явленію чудотворныя иконы Казанскія, октября въ 22 день, на память Аверкія епископа Ерополского, по вся годы. Писанъ на Москвѣ лѣта 7158 сентября въ 29 день"

Чудотворная Казанская икона Божьей Матери въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ.

Послѣ освобожденія Москвы отъ поляковъ въ 1612 году чудотворная Казанская икона Богоматери пребывала одно время въ Введенской церкви на Лубянкѣ, въ приходѣ коей стояли хоромы князя Дмитрія Михайловича Пожарскаго. Въ 1625 году князь Пожарскій украсилъ чудотворную икону драгоцѣнными камнями, а въ 1630 году воздвигъ на свои средства Казанскій соборъ въ Китай-городѣ, на углу Никольской улицы и Красной площади, - куда чудотворная икона была торжественно перенесена въ 1633 году. Здѣсь она пребывала до 1710 года, когда Петръ I взялъ ее изъ Москвы въ путеводительницу своему воинству въ войнѣ противъ шведовъ. Первоначально чудотворная икона была поставлена въ центрѣ тогдашняго Петербурга, на Петербургской сторонѣ, въ Посадской улицѣ - въ часовнѣ, въ которой 1712 году была устроена полотняная церковь съ полотнянымъ иконостасомъ во имя Рождества Богородицы. Но въ народѣ эта церковь, по образу Казанской Богоматери, находившемуся въ ней, называлась Казанскою. Въ 1721 году преосвященный Ѳеодосій, архіепископъ Новгородскій и настоятель Александро-Невскаго монастыря, какъ главный тогда владыка С.-Петербургской епархіи, перенесъ образъ Казанской Божіей Матери, въ свой монастырь и только спустя нѣсколько времени по просьбѣ прихожанъ и духовенства, икона была возвращена изъ монастыря въ храмъ Рождества Богородицы. Съ теченіемъ времени означенная церковь обветшала. По предположенію Петра I, Васильевскій островъ долженъ былъ сдѣлаться центромъ столицы. Потому и храмъ въ честь Казанскія иконы Богоматери, какъ покровительницы новой столицы, заложили на Васильевскомъ островѣ и устроили на суммы церкви Рождества Богородицы или Казанской. Временно, по указу св. синода, утварь и иконы, равно и самая чудотворная икона изъ устарѣвшей церкви были перенесены въ Троицкій соборъ въ придѣлъ св. Харитона. Церковь на Васильевскомъ островѣ была освящена, однако, во имя св. апостола Андрея Первозваннаго.

Въ 1727 году, св. синодъ, имѣя въ виду искреннюю вѣру жителей С.-Петербурга къ чудотворной Казанской иконѣ Божіей Матери, желавшихъ видѣть Ее въ своихъ домахъ, особенно у постели больныхъ, разрѣшилъ поднимать эту икону въ дома по желанію усердствующихъ и ищущихъ молитвеннаго предстательства предъ образомъ Царицы Небесной. Это разрѣшеніе св. синода послѣдовало скоро послѣ того, какъ государыня цесаревна и великая княжна Параскева Іоанновна подняла св. икону сію въ свой дворецъ на три недѣли.

Въ 1733-мъ году императрица Анна Іоанновна, питавшая особенное уваженіе къ св. иконѣ, заложила 24-го августа новую церковь Рождества Богородицы на Невскомъ проспектѣ, противъ Казанскаго собора. Ко дню освященія церкви въ 1739 году, императрица взяла чудотворную икону изъ Троицкаго собора во дворецъ, украсила новою золотою ризою съ драгоцѣнными каменьями. Наканунѣ освященія храма императрица сопровождала пѣшкомъ св. икону Богоматери отъ дворца до новосозданнаго храма. Члены св. синода и знатное духовенство торжественно встрѣтили Небесную Покровительницу новой столицы и царствующаго дома и поставили ее въ иконостасѣ мѣстною съ лѣвой стороны царскихъ вратъ. 3-го іюля, въ присутствіи императрицы, членами св. синода былъ освященъ храмъ, называвшійся Казанскимъ. Какъ самое устройство храма, такъ и послѣдующія исправленія въ теченіи ХVIII столѣтія производились на средства императорскаго двора. Самый храмъ считался придворнымъ и въ немъ, предъ св. чудотворною иконою, совершались бракосочетанія членовъ царствующаго дома: Антона Ульриха съ Анною Леопольдовною, Петра III съ Екатериною Алексѣевною, Павла I съ Натальей Алексѣевной, - принята была вѣрноподданическая присяга Екатерины IІ,-праздновались событія: заключенія мира, одержаніе побѣдъ и пр.

Такое живое сознаніе благодѣяній Царицы Небесной царскому дому и новой столицѣ, являемыхъ отъ Ея чудотворной иконы, переходило изъ рода въ родъ между правителями русской земли и ихъ подданными, особенно жителями С.-Петербурга. Съ началомъ прошлаго столѣтія, въ 1800 г. императоръ Павелъ І-й Петровичъ началъ построеніе теперешняго храма, названнаго Казанскимъ соборомъ. Какъ заложенъ, такъ и освященъ онъ былъ въ присутствіи царской фамиліи, освященіе храма совершено было уже послѣ смерти Павла Петровича, въ 1811 г. 15-го сентября.



Праздники, Наше

Previous post Next post
Up