В Козельск (II)

Aug 28, 2016 20:25

В Козельск мы въехали по Старой Казачьей (Чкалова) улице, на перекрестке с Калужской (Большой Советской) повернули налево и припарковали машину возле здания суда, начав отсюда осмотр города. При подъезде город выглядит очень живописно со своими стоящими на высоком берегу Жиздры храмами. Оптина выглядывает раньше Козельска, кажется, что она совсем рядом, но она на другом берегу реки, ехать до нее несколько километров. Когда думаешь о Козельске, вспоминаются рассказы о почти двухмесячной батыевой осаде, но попав сюда, понимаешь, что попал в город братьев Карамазовых (именно с Козельска списан Скотопригоньевск романа Достоевского): регулярная одноэтажная застройка, все утопает в зелени, уходят ввысь колокольни возрождаемых храмов.
По Калужской мы пошли в краеведческий музей, занимающий бывший купеческий дом. В музее находится главная археологическая ценность Козельска: каменный крест, по мнению ученых, сделанный из древне-русского идола. Так нам сказал сотрудник музея, молодой человек в очках. Музей небольшой, но приятный. В первом зале представлена история монастырей: Оптиной и Шамординской пустыней. В этом же зале несколько стендов посвящено связи русских писателей с Козельском. Особенно много места уделено семье Льва Толстого и Киреевским. Следующий зал посвящен истории войны, а в последнем зале -- данные археологических раскопок и диорама обороны Козельска, изначально находившаяся в церкви Сошествия Святого Духа в центре Козельска. Небольшой стенд посвящен археологическим находкам в Чертовом городище, находящемся в нескольких километрах от Козельска на другом берегу Жиздры. Вокруг этого городища первого тысячелетия нашей эры здесь ходит множество небылиц и страшных рассказов. Когда мы задавали местным вопросы о нахождении городища, имея в виду старый домонгольский детинец, нас не понимали, говорили что "городище" не здесь.
На втором этаже музея выставка художника на тему Оптиной пустыни и Святой Земли, которую собираются провезти по музеям Калужской области.
Выходя из музея, мы задали невинный вопрос, где находился древний город. На что молодой человек долго и путанно объяснял, что он "находился", что были раскопки, что нашли... Вернувшись в Москву и изучая материалы на эту тему, я понял, что сотрудник музея мог ожидать подвоха в нашем вопросе. Долгое время раскопки не обнаруживали следов древнерусского города на территории нынешнего Козельска, так что появилось предположение, что летописный Козельск был не здесь. Это все очень не нравилось рассерженным козельчанам, которые начали даже составлять списки "врагов Козельска" из историков-скептиков. Но, как нам объяснил сотрудник музея, раскопки обнаружили древний слой и следы пожара. Он же дал нам указания, как выйти к территории детинца: пройти сквозь детский парк "Три богатыря". Спасибо ему за это! Об археологических изысканиях в Козельске см. здесь, здесь и здесь.
Выйдя из музея, мы поднялись в горку и вышли к очень красиво расположенному на высоком холме собору Благовещения Пресвятой Богородицы. Это был действующий в послевоенное время храм, закрытый и оскверненный большевиками в 30-е годы, и вновь открытый во время оккупации. Кстати, такова же была судьба большинства действовавших в советское время храмов этой местности. Священники Благовещенского собора пострадали во время гонений 20-х -- 30-х годов, а в 1937 г. чекисты ликвидировали тайную монашескую общину, действовавшую при храме.
Мы вернулись к нашей машине, припакованной как раз напротив парка "Три богатыря": образчик сказочного кича а-ля-рюсс: богатыри, какие-то странные огромные кривые грибы, горынычи, а в глубине -- в таком же стиле детское кафе, где мы рискнули пообедать. Живы остались, но рекомендовать это заведение я бы не стал... Лучше запаситесь бутербродами...
Выйдя из парка "Три богатыря" через заднюю калитку попадаешь на узкую тропу, идущую между огородами и берегом речки Другуски. Нужно пройти по ней несколько десятков метров, и справа появится ржавый мостик со ржавой трубой. Местные показали, как надо переходить: идти по трубе, как по гимнастическому бревну до середины моста, дальше можно соскочить на мостик. Они так все здесь ходят. Перейдя на другой берег Другуски, попадаешь на стадион, расположенный у высокого и очень красивого холма, над которым возвышается громада церкви Николая Чудотворца. Именно этот холм, по мнению археологов, и был местом расположения детинца, точную топографию которого еще предстоит установить. К подножию холма можно попасть и другим путем: выйдя к стадиону со стороны Калужской улицы, и если ворота стадиона будут заперты, пойти по народной тропе вниз и влево от стадиона. Мы же по этой тропе поднялись, осмотрев подножие холма. Далее мы пошли по улице Земляной вал в сторону железной дороги. С левой стороны находится перестроенная церковь Вознесения. Неподалеку от нее и проводятся раскопки, позволившие обнаружить фрагменты стен древнерусского города. Под путепроводом железной дороги, рассекающей предполагаемый детинец пополам, мы прошли к зданию полиции и в частную застройку с огородами. Вернулись обратно по путепроводу и вышли вверх на Калужскую улицу возле Никольского храма.
Зашли в церковь Сошествия Святого Духа, занимающую сейчас центральное положение в городе, находящуюся на небольшой площади, рядом с мемориальной площадью героев Козельска. Спросили, нельзя ли подняться на колокольню, нам сказали, что в принципе можно, но сейчас чем-то заставлен проход. Обойдя вокруг храма Сошествия Св. Духа, мы вышли на Калужскую улицу к городскому парку и находящемуся там Успенскому собору. Переданный Церкви в 2001 году собор находится в состоянии реставрации. Почти достроена колокольня. В начале 20-х годов в соборе пел хор из монахов упраздненной Оптиной пустыни. В 1928 году храм был закрыт и переделан в дом Соцкультуры, который, по словам путеводителей, во время войны "был осквернен" оккупантами. В постперестроечное время здание превратилось в руину. Городской парк расположен очень красиво, на высоком берегу Жиздры. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на окрестности, на Оптину пустынь. А если посмотреть вперед, красивой доминантой является построенный недавно храм Богоявления. Если стоять лицом к реке, по правую руку видна насыпь заброшенной железной дороги и опоры дореволюционного железнодорожного моста, взорванного в 1941 году отступающей красной армией.
После войны решили пустить ветку железной дороги немного севернее и новый мост был выстроен заново. Он тоже хорошо виден со смотровой площадки. В правом углу парка, если стоять лицом к реке, рядом с летней эстрадой, имеется деревянный новодел: "сторожевая башня кремля". Дверь в эту башню выломана, там, похоже, тусуются подростки. По деревянной лестнице можно подняться на верхнюю смотровую площадку, откуда открывается красивый вид. Однако часть ступеней и перила выломаны, поэтому будьте осторожны!
Выйдя из городского парка, мы пошли по Калужской улице обратно, в сторону "центра" (перекресток Калужской и Старой Казачьей (Чкалова)) улиц. По дороге мы осмотрели мемориальную площадь героев Козельска. По сравнению с похожими мемориалами и сама площадь, и набор находящихся на ней памятников, и надписи на часовне, набор настенных росписей, делают эту площадь довольно нетривиальной. Сказывается близость Оптиной пустыни. Убран памятник Ленину, когда-то стоявший здесь.
Осмотрев Калужскую улицу, мы сели в машину и поехали к вокзалу. Вокзал пока еще действует. В большом здании работает только билетная касса, на стенах висят фотографии со старыми видами Козельска. Козельцам удалось отстоять пригородное сообщение, ликвидированное в Белеве. Мы видели непривычного вида "поезд", состоящий из одного вагона-тепловоза и больше напоминающий трамвайчик. Маршрут был "Козельск -- Сухиничи". На здании вокзала несколько мемориальных досок, одна из которых посвящена Великой Княгине Елизавете Федоровне. Козельский вокзал был местом прибытия тех, кто приезжал в Оптину пустынь.
Осталось сказать несколько слов о разгроме Козельска Батыем. До сих пор не разрешена загадка, почему монголы назвали Козельск "злым городом", почему оборона была такой отчаянной (до последнего защитника), почему монголы так жестоко покарали город. Правду мы не узнаем никогда... Лев Николаевич Гумилев, очень странный семейный памятник которому этим летом мы видели в Бежецке, в своем увлечении "степью" зашел, как мне кажется, слишком далеко, утверждая, что уничтожение жителей города было местью за убийство монгольских послов дедом малолетнего князя примерно за четверть века до батыева нашествия, во время событий, связанных с битвой на Калке. Лично я в эту версию не верю. Академик Янин в своей интересной лекции о древнерусском человеке рассказывает, что первоначальной целью Батыя был Великий Новгород. Но Новгород дал отпор, в частности, в битве за Торжок. Монгольское войско было измотано, понесло большие потери, а впереди, в случае продолжения похода на Новгород, их ждало упорное сопротивление и бескормица для коней. Не дойдя примерно 100 верст до Новгорода, Батый осознал самоубийственность дальнейшего продолжения набега в этом направлении и повернул на юг, в хлебные области, богатые фуражом. Тут-то и стал на их пути Козельск...
Осмотр Козельска мы завершили примерно в половине шестого. Из Козельска мы направились в Оптину пустынь.
(Продолжение следует)

Россия, Путешествия

Previous post Next post
Up