Всегда скептически относился к постановкам, сделанным по материалу, который был удачно экранизирован - сложно бывает спорить с теми образами, которые уже осели у любого и каждого в голове. Сделаешь так же - скажут «неплохо, но не дотягивает», сделаешь иначе (переосмыслишь, как сейчас говорят) - скажут «испортил хорошую вещь». Но фильм Милоша Формана
не стал настолько «нашим», не ушёл в народ так же, как, допустим, «Любовь и голуби», и если у кого-то и осел, то это было давно и неправда. Дальше уже мои личные тараканы - я сначала прочитал книгу, причем в разных переводах, потом посмотрел шикарный спектакль в свердловской драме (МакМерфи играл Юрий Лахин), и после всего этого мне фильм не очень-то и зашёл, да и от Николсона в этой роли я не в восторге (именно от этой конкретной роли). Всё-таки фильм линеен и реалистичен, тогда как в книге повествование идёт через восприятие индейца, и говорят именно это в свое время послужило причиной недовольства Кена Кизи этой экранизацией. И вот именно поэтому шёл на спектакль павлодарцев с некоторой опаской, но - спектакль оказался очень хорош. Нет, никаких «деконструкций», никаких «современных» декораций из икеевской мебели, но связно, внятно и мастерски рассказанная история. Причём эта история, начавшаяся с шаманских танцев индейца, вот таким элементарным и нехитрым способом, но задала всё последующее именно как через восприятие индейца, и это было именно то, чего мне (и по слухам Кену Кизи) не хватило в фильме. Ещё опасения вызывал исполнитель главной роли - Александ Аммосов, мне показалось, что он слишком молод для этой роли, и поначалу его некая неестественность бросилась в глаза, но потом - потом всё встало на место, и эта первая неестественность и натужность также встала на место - всяк ли повёл бы себя естественно, оказавшись в совершенно новой компании к тому же психов? И эта накачка самого себя, когда ему надо разворачивать нелёгкую ситуацию в свою пользу оказалась совершенно уместной и оправданной, и это был прерасно выстроенный и прекрасно воспроизведенный процесс встраивания чужака в коллектив и перехвата управления (в начале истории), это был не схематический супермен-крепкий орешек-брюс виллис-бельмондо, а живой человек, действующий по принципу «ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть», и это была не просто сила, а та самая «в чём сила, брат - сила в правде», и что для меня было особенно ценно - в фильме я не увидел внятной мотивации почему МакМерфи остается а не сбегает (может невнимательно смотрел), но в спектакле она была. То же касается и антагониста - старшей сестры (Халима Хазиева) - многомерный персонаж, в котором властность и жестокость намешаны с мягкостью и вкрадчивостью, и эта жестокость не на пустом месте, далёким пунктиром, но присутствует непростая женская судьбина. Мак Мерфи меня убедил, равно как и все остальные - в этом театре очень хорошая труппа, это был ансамбль, это была театральная магия старой школы - когда без выкрутасов, но режиссер и актеры четко управляют вниманием зрителя. Поймал себя на том, что несмотря на то, что прекрасно знаю материал, да и логика развития сюжета подсказывает, что будет именно так, в сцене голосования - когда не хватало одного голоса, все взоры персонажей обращаются к «глухонемому» индейцу, я прекрасно знал, что индеец поднимет руку, но разум тут неважен - всё остальное во мне (кроме разума) просто-напросто вопило: «Вождь, ну подними же руку», и когда медленно-медленно Вождь поднял руку, по залу прокатился вполне себе ощутимый выдох (за реакцией публики всегда слежу по долгу службы). Ну а когда после того, как овощеобразным останкам не было позволено оставаться среди людей и носить при этом гордое имя МакМерфи, индеец поднимает ящик, тем самым продолжая то, что пытался сделать Мак, поднимает его над головой и пробивает им дорогу из этой тюрьмы - эпичнейший момент, мощный подлинно трагедийный финал, когда герой погиб, но дело его живёт.
Будете в Павлодаре - сходите в театр, в тамошнем театре много хороших спектаклей, а если будет «Пролетая над гнездом» (он по техническим причинам идёт довольно редко) - то сходите обязательно.