22.10.2015. Ну что, мы МЕ-Е-ЕДЛЕННО спустились с горы...

Oct 22, 2015 07:13

...
Надо бы теперь написать что-то вроде
"Фаны-Фаны-Фаны - always sunny.."
или
"Осень: парки Арха"..
- итак, с отставным и пенсионным приветом, понемногу пишем:

Эпиграф 1:
Втроем в грозу и снегопад
Залезли мы под Пушноват.
Будь снегопад сильней в тот раз,
Короче был бы наш рассказ..

Моё

Эпиграф 2:
"Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней

всё - сами!

Моё по мотивам Маркеса

Эсхатологическое
Витала атмосфера последних времен, возможно, вследствие скоростной акклиматизации на предельно малых высотах.
Шатулин то и дело приговаривал, что идет с таким рюкзаком, в такое место и в такой компании в последний раз.
Новые, купленные в прошлом году к несостоявшемуся походу ботинки я тоже склонен считать своими последними ботинками..
Вспоминается песня, петая капитаном Ласточкиным, вожатым в пионерлаге "Спутник" от в/ч 42261 в Опалихе году в 1982-м:
...
"Я в последний раз куплю себе ботинки,
Заработаю на свой последний хлеб,
Я в последний раз женюся на блондинке -
А потом, чтоб я оглох! - а потом, чтоб я ослеп! -
Не вернусь домой с последней вечеринки.."
Он пел с милым фефектом фикции: "чтоб я оглёх.."

Так вот, мои последние ботинки от "Мейнделя" оказались весьма хороши по сравнению с предыдущими "Трезетами".
На спусках - совсем другое дело, пальцы не оттаптываются. И вообще очень комфортные.
В последний же день сборов нашлись мои, казалось бы, безвозвратно утраченные палки Black Diamond,
что гораздо лучше лыжных палок, с которыми пришлось ходить в предпоследний раз..

Тревожное
Вскоре после того, как мы, сохраняя полный походный порядок,
чудом не улетев с раскисшей тропы в не слышный внизу Казнок,
отступили и от перевала "Двойной" по причине очередного циклона,
падающего снега с дождем, приблизительной видимости и пр.,
в вечернем разговоре за двойной дозой сублимированной гречки с курицей от "Гала-гала"
(гречка страшно дорогая, 50р смешной пакетик, но халтурная - даже не почищена от черной шелухи) Шатулин заметил:
- Я тут заснуть не мог: снег всю ночь по палатке шуршит, а Тихонцев - храпит себе!!
На самом деле, я тоже не мог заснуть от панических мыслей о том, как мы будем откапываться, слезать по скользким склонам, да еще и в ненастье.
Просто мы в противофазе впадали то в забытье, то в грех уныния и отмечали по очереди свою бессонницу и безрассудное спокойствие товарища по несчастью.
Причем, просыпаясь от сновидений совершенно гражданского содержания, другой раз
обмираешь от мысли о том, что отделяет тебя от этого гражданского содержания буквально пропасть.
Таким образом тем более хорошо отключаться от всего этого дерьма на работе.
ОТКЛЮЧАЮСЬ!!
Приблизительно такие же мысли посещают, когда утром, часа в 3 начинают шуметь над
горами рейсы, прибывающие на Душанбе: "Эй вы там, наверху!"...
Однако, Аллах был снисходителен к слабостям и просьбам опрометчивых путников..

Транспортное
Кстати, рекомендую добираться до Душанбе рейсами Турецких авиалиний через Стамбул:
дешевле, кормят вкусно и 2 раза, да еще и наливают халявное вино, виски или пиво.
Бесплатный багаж - 30кг и еще 8кг в руках!!
И всяческое кино можно себе нажмакать на сенсорном экранчике
и смотреть с русским дубляжем всю дорогу в спинке кресла.. Или слушать турецкие мелодии.. Или еще какие..
Турчанки-стюардески произвели на Толика сильное впечатление.
Он сидел у аварийного люка и против него усаживалась на штатное место изящнейшая брюнетка в униформе.
...Made her look a little like a military man..
Ой вэй!
Глядя на Стамбул в иллюминатор, Толик громко сказал: "Константинополь".. Сидящие рядом турки заметно напряглись..
Стамбульский аэропорт это вообще Вавилон с неграми, индусами, тетками в глухих бурках,
японцами в панамках, европейцами в трусах и пр.
Кстати забавно: инструкция по пользованию сортиром написана на 2-х языках: турецком и английском.
Так вот, в английской версии обошлись однократным употреблением слова "toilet", а в турецкой сказано и про "klozet", и про "tuvalet"..
По-турецки "про это" авиапассажиру приходится втолковывать в два раза дольше с употреблением разных слов..
На контроле турецкое секьюрити относится к русскому пассажиру сдержанно-уважительно:
бомбим ихний ИГИЛ помаленьку.. А с немцами собачится - сам видел. И слышал.
Следуя по стрелке TRANSIT, вышли на извилистую крутую лестницу, куда перед нами ушел человек..
Решили туда не ходить, пошли в толпу - и правильно сделали.
Посадочные ворота меняют - приходится бегать туда-сюда. Рейс откладывают, но это пустяки - постоим, на полу посидим..
Рядом с какой-то бандой бородатых евронаблюдателей..
Самолет на Душанбе хороший. Сидим в аварийном проходе - так что можно вытягивать ноги.
Правда, кресло тоже аварийное - из подлокотника со звоном постоянно выпадает на пол какая-то деталь.
Шатулин предлагает моток скотча, чтоб налету подлепить авион.
А место в аварийном проходе - без окна.. Так что в случае происшествия, хоть выходить будем и первыми, но до последнего момента не будем видеть, куда..

О печальном.
Хозяин мехмонхоны "Шахбоз" в Сарытоге, где мы оставили заброску, сказал,
что этой зимой умер "Эдик" - Эдуард Викентьевич Гринцевич. Он приходил с Зомбара через перевал Мура,
зарабатывал в Сарытоге, выпивал и ходил босиком, ссылаясь на привычку..

Правда хозяин же мехмонхоны утверждал, что другого фанского отшельника с Сиамы, Ивана Брагина,
забрала домой в Челябинск жена, - а это точно не так..
Так что может, и "Эдик" жив, и еще разместит при случае в инете свои мысли о духе, земле  и вселенной, как мечтал.. Иншалла.

05.10.2015
В аэропорту Душанбе, как всегда, не стоит пытаться пройти паспортный контроль, пока не пройдут все таджики..
Они обтекают очередь и накапливаются у будки с сорбозом плотной кучей.. Впрочем, если полезешь, они и тебя пропустят.. Такая джихад-демократия.
Нет бы поучиться у своих овец - те всегда грамотно проходят препятствие колонной по одному, хотя подходили КУЧЕЙ.

Встречает нас в аэропорту великолепная Рано Умаровна Собирова на своей белой тоёте...
Уж и не знаю, что предположить, что именно заставляет её это делать - ведь мы готовы дойти
до указанного адреса пешком, и с удовольствием. Впрочем, то, куда нас в этот раз заселяет
Рано Умаровна просто превосходит не только все ожидания, но и воображение. Это квартира
из 4-х комнат метров по 20 каждая с высоченными потолками, необъятными диванами и гомерической спальней.
Ванная, кухня (размером с мою квартиру) - всё имеется. Всего по 10$ в сутки.
Где-то в этом же кондоминиуме проживают родственники Рахмона, о чем свидетельствует охрана с разнообразным оружием и в лихом камуфляже.
Впрочем, не хамская, а приветливая и с готовностью отвечающая на твоё "ассалому алейкум!"

Из окна, выходящего на балюстрады с бельведерами, пьедестал с отсутствующей статуей, парк и флаг, слежу за небом над горами - там облачно. Нехорошо..

В ожидании оформления регистрации варим иранские яйца (очень хорошие), купленные в универсаме "Пайкар",
пьем по акции бельгийское пиво оттуда же и читаем прессу ASIA+. Универсам "Пайкар" хорош.. "Плати сомон - бери хамон."
Приятная услуга: на кассе стоит джигит,  аккуратно пакует ваши покупки в пакеты и выдает готовое в руки - очень удобно.
В "Ашане" приходится усираться, подхватывая вылетающую из-под кассира россыпь ваших покупок.
Так вот, читая  ASIA+.. Рахмон ПРЯМО СЕЙЧАС запретил партию исламского возрождения Таджикистана, арестовал какого-то ихнего адвоката..
Теперь тем более страшновато идти через Ромит, куда сбежали сторонники не прошедшего аттестацию министра обороны..
Хотя Рано уверяет, что даже блок-посты сняты.. А мало ли там чего на тропе валяется?
Вон, в Гарме давеча набрели на нормальный взводный опорный пункт: все отрыто, все в порядке - прямо забегай в траншею и блокируй ущелье..

06.10.2015. Стругацкое
На следующий день, после оформления регистрации, Рано Умаровна от щедрот души везет нас поглядеть
Гиссарскую крепость.
Гиссар - платаново-арычный и прямоугольно-уютный.
Музейный объект интересный. Всё ухожено. Розы, плитка, фонтаны, гуляющие школьники в трехцветных галстуках, белый верх - черный низ,

семейные пары с младенцем и бородатым отцом,

многовековые чинары,
в крепости снимают клип нац-поп музыки с использованием квадрокоптера..

Продолжается реставрация..

Благостность напоминает Иран.
В небогатом музее на месте старого медресе прослушали краткую лекцию-экскурсию очень приветливого молодого экскурсовода.
Замысел музейного объекта связывает с СССР. Просто "Полдень - ХХII век".
Кстати, когда с Дукдона вернулись в Сарытог, то на улице издалека увидели двух молодых парней в халатах.
Там у них какое-то мусульманское учебное учреждение вроде было задумано - подумали, что муллы..
Однако, при ближайшем рассмотрении, под халатом у молодого человека оказались джинсы и парадные штиблеты,
а на голове - армейская кепка с КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ (такая вот таджикская воинская символика, хранящая скрепы и основы).
Это был сорбоз национальной гвардии в отпуске.
Сарытог богатеет: дома со стеклопакетами под железной кровлей, металлические разноцветные заборы..
Правда, поскольку возникает достаток, то и мусора прибавляется. Но наличие банок из-под пива "Балтика-7" обнадеживает - значит экстремистов мало.

07.10.2015.
До последнего момента не ясно, куда идем: Ромит-Калон или Калон-Ромит, кольцо у Искандеркуля + заход в Ягноб..
Пока решили, что отходим своё у Искандеркуля, а потом поглядим.
Откладываем продукты, газ и вещи в заброску. Получается увесистый баул..
Рано Умаровна сосватала до Сарытога водителя Сайфулло за 500 сомони.
Плотно вдавливаемся в немолодой Опель(орёль!)-Астра.
Проезжая к трассе на Анзоб увидел циклопическое (как останкинскую башню строили) строительство минаретов новой мечети -
как сказал Сайфулло - Масджид Калон. Теперь ясно, почему Рахмон запретил Партию исламского возрождения Таджикистана,
еще бы: они будут "возрождать ислам", а мечети будет строить Рахмон!

Варзобское ущелье - это сплошная Тадж-рублевка. Китайская дорога хороша - строительный мусор прибрали, обочины отбили, полотно профилированное..
А иранский анзобский тоннель только считается, что отремонтировали..
Ну, теперь вода не течет, колдобин нету, но темно, по-прежнему не работает вентиляция, работы реально еще идут, а в одном месте движение -
в один ряд из-за стоящей циклопической ремонтной машины. От этого в тоннеле стоит газующая пробка, попеременно едущая то с одной, то с другой стороны..
Тщедушный "Опель-Астра" оказался достойным своего лихого водителя - и вот мы уже у Искандеркуля, беседуем с мужиками на турбазе.
По мобильнику вызвали местного знатока, а тот категорически заявил, что через Ангишт не пройти - там глубокий снег. Ладно.. будем думать.
Еще небольшое совместное усилие Сайфулло и его "Опеля" и мы в Сарытоге у мехмонхоны.
Попили жидко-зеленого чаю, оставили заброску и бросились к березовой поляне у входа в ущелье Дукдона.

Березовая поляна у впадения Дукдона в Каракуль - место души.

Скальные стены ущелья, изломанные геологические пласты .. - давеча душа бы трепетала, а нынче что-то безразлична.
Более того, созерцание всего этого застывшего циклопического следствия геологических катаклизмов, обращенных в ничто эпох,
вызывает какую-то вселенскую тоску.. Гормональная пустота? Эх-х.. Шо ж мы такие старые..
Медведи обожрали окрестный барбарис и жимолость и загадили тропинки синим барбарисовым и оранжевым жимолостным дерьмом.
Оранжевое дерьмо очень похоже на медвежьи погадки на Сахалине - от икры.
По заказу Шатулина сочинил стишок про медведя, запад и восток:

Таджикский хирс, объевший барбарис,
На горных тропках навалял сюрприз.
Так Запад, как медведь, объевший барбарис жестоко,
Несет во чреве семена Востока.

Ложимся часов в 17-18 по Москве, 19 по-местному, потому что темнеет рано и холодно.
Впадаем в оцепенение на 12-14 часов.. Вставать пытаемся также со светом.
Желательно, чтоб солнышко пришло к палатке, что бывает далеко не всегда. Отогреваемся, как пресмыкающиеся..

Утром под контролем Толика принимаем трехцветные витамины, стимулятор "Карнитон", "Аспаркам" для сердца,
а также какой-то препарат железа - так полагается по Толиковой науке 60-летнего марафонца..
Так что, отдыхаем мы хорошо - только сильно устаем..

08.10.2015
Наутро полезли на Дукдон. Толстому организму не нравится..
Замечательное новшество этого похода - влажная туалетная бумага. Экономно, эффективно и приятно. Рекомендую.
Подъем по тропам вдоль речки, один завал, другой по осыпи, третий по бульникам.. Давеча сверху вниз проходилось веселее..
Доползли до райской поляны в 2-х часах от стоянки под мореной, да и решили остаться ради лени и приятности места.
Завтра перевал.

09.10.2015

День героизма. Сперва часа два по каменюкам до поляны под мореной, потом после присеста с творогом и финиками - вверх на осыпь.
Монотонно, тяжело, но тропа хорошая - доползли.

На перевлале Толик ищет турик. Турика нет - из-под камней торчат какие-то кости. За перевалом несколько снежно, но снег тает и почва скользит.
Мы с Шатулиным обошли по снегу слева, а Толик слез по грязи по градиенту.
Бежим вниз по тропке на гребне морены.. Бежим и бежим, выбегаем на траверсирующую тропу по правой осыпи, но до площадок по-прежнему далеко.
Толик идет медленно, академически контролирует темп по пульсомеру..
У первого ручейка Шатулин с Толиком присаживаются для набора воды "на всякий случай". Темнеет.
Немного ниже, на этот самый "всякий случай" присматриваю площадку и даже начинаю чистить её от камней.
Через некоторое время приходит Шатулин и присаживается отдохнуть и подождать Толика. Потом, посидев, идет его поискать.
Вскоре появляется и объявляет, что Толик пропал.
Воображая, что он улетел с тропы и лежит с разбитым черепом, бегаем и кричим. Крики теряются в широкой долине - эха практически нет. Впрочем,
Шатулин оптимистически замечает, что матерый Толик мог руководствоваться соображением, что вы тут все мудаки,
и мастерски сбежать вниз без тропы к начинающемуся ручью и далее к первым арчам.. Что, конечно, возможно, но неожиданно.
По-хорошему, уже темно, однако принимаем решение идти вперед к границе леса, чтоб перехватить его там.
Бег вниз по тропинке при свете налобного фонарика. Вижу не дальше, чем ступить ногой..
Шатулин бежит просто так - вот жеж, не только седины у него нет, а еще и ночное зрение.. Бежим, непонятно, куда..
То речка слева шумела, то её не слышно.. Ни разу не споткнулись. Аллах велик!
Ориентируясь на вновь появившийся звук ручья, нашли у воды травяную площадочку и шустро поставили палаточку.
Практически полная темнота.. Не голодно, но факт в том, что газ у нас, а горелка у Толика.
Это уменьшает автономность, но укрепляет коллективность..
10.10.2015
С утра небо мутноватое, нагоняет облачность. Шатулин ушел вверх искать Толика.
Прошли мимо пастухи с отарой, сообщили, что "наш парень" сидит ниже, о чем и просил сообщить, настойчиво спрашивали, не знаем ли мы прогноз.
Потом спросили про время и, услышав, что еще 10 часов, сказали, что "тогда успеют", и двинули к перевалу.
Перешли к Толику. Решили, что с учетом вчерашнего героизма сегодня можно посидеть на месте. Облака то набегают, то расходятся.
Заметно, как ниже по Арча-майдону из них сыплются осадки. Но в целом видно очень далеко, так что.. небось.
11.10.2015
В темноте по тенту начал шуршать осадок. Шуршал всю ночь..
Наутро всё в небе и на земле чисто, только немного побелели горы. Они цветом напоминают бурый пасхальный кекс, политый сахарной глазурью и посыпанный пудрой.
Полоща в ручье вставные зубы, утопил очки (хорошо, что не утопил зубы..). Они спали с носа и неуловимо мелькнули в шустром потоке - легкие, пластиковые..
С этими очками интересная история. Когда я покупал в ларьке очки в "карбоновой" оправе, продавщица сказала, что им не будет ни сносу, ни слому.
И вот, первые очки - для близи - как-то неожиданно переломились дома в процессе эксплуатации, а вторые - для дали - уплыли по горной речке.
Некоторое время все сочувственно глядели в студеную воду и пытались шарить под камнями, как бы ловя раков, но бесполезно.
К счастью, у Шатулина нашлись запасные - и со шнурочком от падения с носа.
Пошли.
Поискали ущелье Пушновата. Спустились ниже впадения Пушновата в Арчамайдон, перебежали по камням речку, сбегали вниз по фундаментальной тропе,
сориентировались по окрестным пикам и циркам, и пошли по той же тропе обратно, убедившись, что Пушноват - вот он, налево вверх, а ниже ничего нет..
Присели немного у арчи на месте бывшей летовки, отмеченном менгирами, ржавыми банками времен массового туризма и капитальной стенкой,
сложенной вдоль склона, перешли на правый по движению берег и пошли вверх, тут же потерявши тропу.
Одолевают сомнения: кто ходит на этот перевал, если нет тропы. Однако, немного покорячившись, набрели-таки на хорошую тропу.
Перекусный присест под сенью дерев у арыкообразного отвода от речки.
Что-то организму перекус не лезет: ни разводной творог с разводными ягодами, ни шоколад, ни сухие финики.. Какой-то кол стоит..
Творог - кислый, шоколад - сухой.. Остаток фиолетового от ягод творога смыл в ручей.
Видно, что старая тропа переходит на левый берег и лезет верхом.. местами сбита.. Решаем идти справа и низом - потихоньку, по бульниками.
Потом низом же переползаем на левый берег и так добредаем до подъема на террасу.
На террасе - сильнейший порыв ветра. Даже не порыв, а ударная волна с пылью и песком.
На всякий случай падаю, чтоб не снесло.. Перележал.
Слева, под глыбами домиком - пещерное жилище с выложенными спереди и сзади стенками, ложем из овечьей шерсти и очагом.
Тут отдыхаем, потом проходим еще немного и паркуемся у большого камня. ОЧЕНЬ большого.
Долина широкая, раздвояется. Слева - круглая голова пика "Москва". Справа - Пушноват.
Надо ставить палатки. Ветер дует ОЧЕНЬ сильно. У Толика палатку вырывает из рук, уносит, и они с Шатулиным бегут ловить её вниз по ущелью.
Поймали метрах в 200-х.. Ходим с Шатулиным вокруг камня, ищем затишок. Есть щель, в которую палатку втиснуть можно, но нельзя в неё влезть..
Да и обдерем тент об камень.. Так или иначе, уловив моменты без порывов, палатки поставили и камнями привалили..
Не жру. Шатулин принес мне чашку супчика..
Стемнело. Пошел снег и дождь. Вода капает с молнии на входе. Когда кончается дождь, идет снег, который стряхиваем с крыши.
Он со свистом сползает с тента. Хорошо бы не засыпало..
Начинается гроза и гремит бесконечно и адски (по средствам объективного контроля - часа 2)..
Наконец, после безмолвных молитв Аллаху, всё это прекращается.. Ожидая, спим или спя, ждем, что утром удастся откопаться..

12.10.2015
Попытка подойти к Пушновату.
Встали. Ясно. Снега на самом деле немного. Впереди видать белый крутой откос Пушновата.
Толик убедил идти вперед и вверх.. А там? А там - крутой подъем по припорошенной осыпи и спуск на теневой снежной стороне..

Шатулин говорит о ползущих под снегом камнях, я говорю о нехорошем загрудинном чувстве.
Толик неожиднно легко поддается нашему оппортунизму.
Возвращаемся к камню нашего вчерашнего преткновения.. Проветриваемся, расслабляемся..

Отступаем вниз по Пушновату.
Я, как последний верблюд - бегу первым сперва по старой тропе по осыпи (Толик и Шатулин слезли вниз на бульники вдоль ручья),
а потом точно нахожу магистральную тропу, по которой так легко идти без задних мыслей..
Довольно быстро дошли до давешнего заброшенного коша с менгирами, да там и решили не напрягаясь затабориться..
Ночуем на травяных полянках у реки.
13.10.2015
Подвиг перехода через Дукдон.
Шатулин повторяет заклинание: "а ведь мы его сегодня запросто перейдем!"
Справа выдны следы схода лавинки..
При выходе на седловину справа насыпало глубокий снег - влез по ягодицы.. Обошли траверсом осыпи слева.

Добежали до первых площадок под мореной под самый закат.
В вольном разговоре промелькнуло: Шатулин достиг такой известности в информационных науках,
что был приглашен лично Ажажей от лица сответствующей Академии на семинар, который должен был проходить в виде круиза во Ладожскому озеру.
Шатулин убоялся непотребства, которое могло иметь место в ходе такого круиз-семинара и не поехал..
А может и какие административные причины были на то..
14.10.2015

Желтое и голубое микроцветение в утреннем инее. Вросшие в дерн одуванчики.
Фотографирование микроландшафта из положения "лёжа на боку".
Спуск с подморенных площадок до березовой поляны.
Стоим полудневно на этой поляне, похоже, в последний раз..
15.10.2015
Марш от березовой поляны в Сарытог, через мехмонхону по аллеям парков Арха до Карагандинской поляны.
На слиянии Арха и Сарытога - усадьба местного Абрамовича, так её характеризовали местные - немного в стиле павильнов ВДНХ.
Хозяин наезжает пару раз в сезон..
Дальше замечательная тропа по березовому лесу вдоль реки. По парку. Экспортный  вариант для евротуристов: спускаться сюда с Казнока,
или заезжать на Искандеркуль, а потом на Казнок и Алаудины-Куликалоны..

Пустые поля, сухой арык.. Первое впечатление, что агрокультура тут полностью вытеснена отъезжим в Россию промыслом.
Потом мехмонханщик скажет, что нет - все было в свой сезон, весной-летом: картошка-моркошка..
Дошли до летовки, перешли вброд. Толик поленился снять штаны - наплескал себе..
Проходим удивительную плоскую, ровную пустошь -прямо пустыня Наска какая-нибудь. Толик делает вывод о катастрофических последствиях перевыпаса.
Шли до упора по неудобьям, пока  Аллах не дал, где хорошо встать.
16.10.2015
Сидение под дождем на Карагандинской поляне. Циклон.
17.10.2015
Рывок к Казноку, остановка на поляне таджикских альпинистов. Мегалитические седалища. Были люди в наше время.

В кустах - старые  фанерно-дерматиновые  колонки громкоговорителей - на горбу тащили совтуристы - для слётов..
По дроге встретили двух местных охотников в чрезвычайно драном камуфляже, с СКСом и "Вепрем".. Поговорили с ними о хирсе..
Поднимаясь наверх, то и дело видели следы их головокружительного сползания по раскисшей тропе.. Зароняло таки опасения..

Дождь, ночью - снег.-
18.10.2015
Отступление от Казнока.
Когда мы пролезли через размокшие тропки на склоне, Шатулин сказал: We did it!!

19.10.2015
Карагандинская поляна.. так и представляется, что лунными ночами водят здесь хороводы навеки оставшиеся в Фанских горах
души многих поколений комсомолок-спортсменок-альпинисток и просто красивых девушек - участниц туриад..