7.10.95.
Пишу в 16.40, в домике.
Утром подъем в 6.30, выход в 8.15.
Вчера вечером облачность с большими дырами, видны звезды, светила луна. Утро почти безоблачное, прохладно, слабый ветерок. Идем на З, от колодцев - на СЗ. Наблюдали "бинарное дерево" - кустарник, веточки которого каждые пять сантиметров ветвятся надвое.
Через 5 км вышли на ферму. Воды нет. Отсюда в 5 км на СЗ видна другая ферма (где я сейчас и сижу).
Вообще-то был план идти через к. Утагултобе, но от той фермы дороги на запад не было, пошли по азимуту (на С, потом на З) через ячеисто-бугристые за-росшие кустарником пески. Дорог нет. Видели стрелу-змею. Прошел небольшой дождик.
Поняв, что в этих диких песках колодца нам не найти, пошли на СЗ в сторону обрыва (там должен быть к. Машрык). Тут и увидели вновь эту ферму чуть севернее. Домик плоховатый, зато есть вода! Хороший знак!
Сильный ветер, с запада идет грозовая туча. Решили отсидеться. В поисках безветренного места для очага решили устроиться в сарае - тут в углу под окном готовый очаг. Хорошо, что вовремя присмотрелся - на окне лежала змея средней величины. Хотел выгнать (палкой) - не уходит, приняла боевую позу и шипит. Пошел за фотоаппаратом, но пока мерил освещенность - уползла в сарай. Тут в земляном полу полно нор, так что непонятно, где она тут. Пришлось делать очаг снаружи. Едва закипел чай, как хлынул ливень. Стало ясно, почему змея не хотела уходить из сарая: "В такую погоду хороший хозяин змею из дому не выгонит!"
После дождя вновь вышло солнце. Пошли набрать дров на вечер. С гряды видели 5 волков метрах в 100. Заметили ли они нас, неизвестно, но шага своего стая не ускорила и медленно ушла на СЗ.
Судя по всему, мы сейчас находимся в 5 км восточнее к. Машрык. До Шапаната - 10 км на СЗ. Дороги отсюда видны две: одна на З к обрыву, другая на СЗ (в Шапаната?).
Прошли сегодня немного, но спешить теперь вроде некуда.
8.10.95.
Утром подъем в 6.30, выход в 9.15 (! - слабеет дисциплина).
Облачно, прохладно. Налили по 2 бутылки воды. Пока собирались, в комнату все время залетал любопытный воробей - подглядывать.
Через 3 км на СЗ - ферма с водой! Везуха пошла!
Дорога ведет на СЗ вверх на хребет по широким меловым скальным полкам. В углублениях стоят лужи воды от прошедших дождей. Расслабляемся, бродим в поисках окаменелостей. Т. моет ноги.
Наверху - плато. Бросаем дорогу и идем вдоль склона на СЗ. Вдалеке пробегает стадо козлов. Через 6 км выходим к старому кладбищу. Камни с арабскими надписями. Невдалеке, еще 1 км на СЗ, виднеется и новое кладбище, там большое оживление: туда-сюда ходят люди, много машин. Решили сегодня туда не ходить.
Остаток дня бродим по склонам меловых оврагов, собираем окаменелости. Много обломков ежей, целые редки - торчат из мела, их надо вырезать ножом (мел довольно мягкий, тем более, сырой после дождя).
Обсудив ситуацию, решаем так: завтра после захода на кладбище уходим на ЮЗ (под стенку обрыва), далее - на к. Шалабай, а оттуда - в Ст. Узень. Остается кусок дней на восемь, который можно провести где-нибудь под Шетпе или во впадине Карагие. Жаль, конечно, что так выходит, но уж больно нам тут не везет.
"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился... "
(А. Пушкин, т.2, с.340)
9.10.95.
Сегодня великий день! Ситуация резко изменилась в лучшую сторону.
Сегодня утром, встав в 7.00 и выйдя в 9.05, мы не спеша дошли до кл. Шапаната. Машин и людей совсем не видно.
У ограды были встречены убогими собаками, те почти не лаяли. Из "конторы" вышел парень-казах лет 20-ти в тюбетейке и спортивном костюме. По-русски говорит очень хорошо, лучше многих русских, я бы сказал. В процессе налива воды он рассказал, что вчерашние люди приезжали сюда не хоронить, а просто посещали кладбище.
Место тут святое, похоронен мусульманский святой 12-го века (!?) Шапан-ата. Тут и могилы его отца, деда и дочери.* Более того, Бекет-ата (более поздний святой - 17-го века) на своем пути в Мекку должен был сперва тоже тут побыть некоторое время, как бы для набора святости. Отсюда и местное поверье - невозможно (даже чисто физически) пройти или проехать на Бекет-ата, миновав Шапан-ата. Недавно, вот, один шофер с бочкой бензина 2 дня ездил в поисках Бекет-ата, и ничего не вышло - заблудился, пришлось-таки завернуть на Шапан-ата. Взял тут бензина у шоферов и после этого без усилий доехал до Бекет-ата! (Туда по спидометру 75 км).
Так что рассказ о наших мытарствах он спокойно прокомментировал в духе "Иного и ожидать не следовало!" Чувствовалось, что наши повествования будут приобщены к списку местных чудес, а наш статус резко изменился: из беспутных туристов мы превратились в участников легендарных событий!
Юноша этот - вроде смотрителя кладбища, читает молитвы, как может, учит арабский, чтобы Коран читать. Себя называет "молда". Большое кладбище по его словам за 8 веков вместило фантастическое количество умерших. Судя по раз-мерам мавзолеев, теперь хоронят тут главным образом людей уважаемых и состоятельных.
Молда вызвался показать нам святые могилы. Фотографировать можно, более того, "нужно", по его выражению, нельзя лишь (точнее, бесполезно пытаться) фотографировать могилу Шапан-аты. На входе в пещеру, где могила, предупредил не касаться ногами порога. Помолился вслух по-арабски. Соседняя пещера в прошлом служила классом для учеников святого. Девушки при этом сидели справа, за занавеской. Помолились и тут. Арабская молитва в сочетании с пещерной аку-стикой впечатляет!
Чуть далее - еще один пещерный комплекс, с могилой дочери святого. Тут нашим молдой с занавесочки были отвязаны цветные платочки, привезенные паломниками, и подарены нам: "Это вам от Шапан-ата!"
Завершился осмотр омовением из святого колодца. Тут тоже было знамение - с первого раза набралось полное ведро святой воды. "Надо же, а вот недавно один человек - из Алма-аты приехал! - три раза опускал ведро, и каждый раз пустое доставал! Хорошие вы люди, значит..."
"Контора" оказалась не конторой, а общежитием для паломников, кои приезжают даже от Аральского моря на грузовиках. Большая кухня с газовой плитой на баллонах. Тут же и едят, сидя на полу. Разогрев вчерашний плов, молда угостил нас. При этом Т-ву как старшему была вручена баранья нога (с копытом и остатками шерсти, вымазанными кашей). Видя затруднения, Нурболат (так звали молду) посмеялся и разрешил Т. ногу не есть.
За едой Нурболат рассказал о себе. Сам из Н. Узеня. Отслужив в армии, стал молдой: "В городе жить не могу - бью посуду, мебель ломаю. А тут мне хорошо!" Я его понимаю... Нурболат пояснил, что географическое название Мангышлак (турк.), Менгистау (каз.) означает "гора тысячи зим", вероятно из-за большого числа меловых скал (актау).
Интересно, что по-балкарски Эльбрус звучит очень похоже - Мингитау. То ли тюрки так называют большие белые горы, то ли здесь скрыт след древних миграций.
Рассказал про 3 казахских жуза. Младший, южный - воины, бились с турк-менами. Шутил про старшие, что элементом национальной одежды у них является портфель. Еще рассказал про степные рунические знаки родовой принадлежности на стелах и могилах. (Мы замечали эти знаки: в виде зигзага молнии, птичьей лапки, а на самом деле - стрелы, или стилизованного изображения коня и т.п.)
"Нурболат" можно перевести как "блеск клинка": восточные имена имеют смысл и красивы.
В соседней большой комнате оказалась спальня: стены и полы - в коврах, вдоль стен лежат свернутые одеяла. Тут также читают Коран (несколько книжек которого висели на стенах в расшитых матерчатых сумах). Тут Т-ву, опять-таки как старшему, был подарен висевший на стене новый халат-чапан (Нурболат: "А Шахпан - красивое женское имя.")
Все это настроило меня на паломнический лад, и естественным образом вновь всплыла идея идти на Бекет-ата. Т. сперва удивился такой резкой перемене планов, но легко согласился и в знак союза с мистической силой повязал на рюкзак подаренный платок. Нурболат, глядя на нас, тоже загорелся идти с нами, только вот старика-отца надо уговорить.
В ожидании отца залили еще воды (всего по 5 бутылок). Вскоре показался и
старик с посохом, не спеша сопровождающий стадо из 16 баранов. Нурболата он не отпустил, да и велел забрать халат обратно ("зимой одеть нечего будет"), о чем с извинением сообщил Нурболат.
По его словам, дойдем мы за 3 дня. В Бекет-ата внизу, под обрывом, есть пресный источник. Спуск к нему с обрыва - 3 км. Там тоже есть "молда". Вверху на обрыве стоит мачта с фонарем, зажигаемым ночью для путников.
В 12.00 (опять знамение!) тронулись в путь. Сделали 5 с половиной пере-ходов (т.е. прошли не менее 17 км, а всего за день - 18). Идти легко, настроение отличное - цель теперь ясна, смутные времена миновали. В спину дует попутный ветерок, дождевой фронт погрозил было, да прошел стороной. Были радуги, но не дугой, а коротким вертикальным столбом у земли. Дошли до фермы перед носом "дредноута" (так мы называем обрыв, видный издалека). Воды тут нет, зато "хорошо сидим" - на крылечке перед входом.
Завтра надо пройти 20-25 км, чтобы на 3-й день дойти до Бекет-ата.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Они уже втянулись в походный ритм, и шли теперь довольно быстро, делая по 3 километра за 35 минут даже при передвижении без дороги, если местность позволяла идти просто по азимуту. Разговоров на ходу почти не вели, ограничиваясь замечаниями топографического характера, типа: "Ага, вон там стал виден тот самый пупырь... Перехода за три дойдём..." Как выяснилось уже впоследствии, оба, не сговариваясь, старались не наступать на муравьев, почему-то также предпо-читающих для своих перемещений грунтовую дорогу.
"Когда достаточно долго ходишь по пустыне, начинаешь ощущать анизотропность ее пространства: отрезки пути, равные по карте, на местности проходятся в разные промежутки времени. Иногда даже один и тот же путь..."
(Э. Фромантен, "Одно лето в Сахаре.")
10.10.95.
Пишу в 18.30, в ур. Акпан (?)
Утром подъем в 6.30, густой туман, выход в 8.10.
Сегодня сделан мощный бросок на восток - 8 переходов (24 км).
Пресловутое зимовье, обозначенное на карте, обнаружилось через полтора перехода. Еще одно (без крыши) - на медленном подъеме на бугор, перегораживающий долину. В километре видели трех козлов, они ушли за бугор. Бугор перешел в плато. Маленькая черепашка (около 5 см) на дороге. Около 13.00 плато резко оборвалось, открылся впечатляющий вид на громадную глубокую котловину, окаймленную высокими обрывами. Естественно, нарекли ее "Долиной смерти". Завершается она невысокими холмами ("область относительной недоступности"), за которыми уже видны обрывы (знаменитые "чинки"!) Устюрта. Справа красноцветный овраг переходит в глинистый каньон. Жаль, нет времени осмотреть как следует.
Жарко, впервые снимаем штаны, идем в одних трусах. На привалах Т. и трусы снимает.
Остановились в 15.00 за невысоким острым меловым мысом, отходящим перпендикулярно от левого борта "Долины смерти". Правый высокий обрыв ажурно изрезан оврагами, имеющими вид контрфорсов готического собора. Два часа до заката собирали окаменелости - их тут просто россыпи! За мысом на ровном глинистом дне долины странно смотрится группа поросших хилым кустарничком круглых бугорков (от 0.5 до 3 м) непонятного происхождения.
Тихо и покойно тут. Место дичайшее!
"В тишине заключено неуловимое очарование этой одинокой и пустынной страны. Она придает душе равновесие, незнакомое людям, живущим в постоянной суете. Полагают, что тишина есть отсутствие шума, но это - заблуждение. Тишина, охватывающая огромные пространства, открывает вам неизведанный мир едва различимых звуков и дает простор невыразимой радости, охватывающей вас."
(Э. Фромантен, "Одно лето в Сахаре", с. 65 )
11.10.95.
Пишу в 19.00, под обрывом Бекет-ата.
Утром подъем в 6.40, выход в 8.40.
Утром 3 перехода на В по "насыпи", содеянной непонятными силами вдоль осевой линии долины (следы деятельности "ушельцев"). Дорога идет по верху "насыпи", затем уходит куда-то вправо, и мы ее покидаем. Идем на СВ по сухому руслу, ориентируясь на "мыс" слева. Проходим конкрецию, точащую из земли в виде горловины громадного кувшина. Постепенно поднимаемся в область больших глинистых изрезанных оврагами абсолютно голых бугров. Проходим останец в форме истукана с острова Пасхи.
Подъем все круче, но лезть уже невысоко. С бугра наконец открывается вид и на "мыс", и на г. Кольбай* (тоже слева, но правее "мыса"), и на конечную точку (точнее, на "геометрическое место", т.к. никаких деталей без бинокля не видно). Выделяется на обрыве лишь темный треугольник вершиной вниз, по азимуту совпадающий с "геометрическим местом". Между бугром и обрывом - широкая плоская долина.
"Дикое место тут!" - отмечает Т. - "Волчьи следы - с кулак!"
"Где?!" - удивляюсь.
"Как где? Вот сейчас поднимались - ты разве не видел? Там под конец все было ими истоптано." Нарекаем сию местность "Волчьими холмами". Итак, прой-дена "область относительной недоступности"!
Спустившись с бугров, оказываемся на абсолютно ровном такыре, покрытом мягкой глинистой корочкой, осматриваемся, гуляем. Фотографирую ню.
За 1 переход доходим до странно изъеденных эрозией, как бы вскипевших меловых бугров, а от них еще за 2 перехода через овраги - до подножия чинка (3+4+4 км).
Время 16.00. Надо бы вставать. Небо заволокло какой-то серостью.
Ближе к обрыву стала видна обещанная мачта на плато. Но где же источник?! Местность повышается к обрыву, сухие русла... Т. злобно чертыхается: "Ни хрена тут нету никакого источника!" Ужасаюсь в душе от такой хулы на святое место. Свалив рюкзаки, в тревоге и сомнении бредем вверх - и тут же слышим (!!!) журчанье воды. Навстречу по овражку, теряясь в песке, течет целый ручей!
Треугольник оказался зеленью в районе источника. Под водоносным слоем каскад заросших камышом прудиков. Вода голубоватая, сильно минерализованная. Тут стоят лавочки, кувшины, кружки. Лежат дары - казахские ассигнации. Метрах в 50-ти бродят формально дикие, но непуганые козлы, перелетают птицы. Сад Аллаха! Вверх уходит мощеная плитами дорожка. Чуть в стороне, влево, дорожка к двери в скале - пещера Бекет-ата? Идти туда самовольно мы не решились. Пониже на склоне небольшое (менее 10 могил) кладбище.
Сегодня ночуем внизу, а завтра как правоверные (православные коммунисты) идем наверх советоваться с "молдой", как лучше отсюда выбираться. Заодно воды возьмем.
Всего сегодня пройдено 24 км.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
"Привал!" - с этими словами Ш. выполнил прием снятия рюкзака, выглядевший со стороны простым, но довольно сложный в исполнении: встал лицом к обочине и быстро присел, одновременно развернув туловище на 180 градусов, а
далее
http://jalynski.livejournal.com/1290388.html