- "я радуюсь, потому, что завтра пойду в школу!" - говорит, вчера, наш последний бывший детсадовец
-" ну, ты даёшь! в садике хоть мясо на обед давали!" - отвечают старшие товарищи: брат - четвероклассник и его друг.
а у нас, все равно, сегодня радостный день : уже с утра в двери звонят друзья и подружки с мелкими приятными подарочками, а потом мы всей родней едем в школу.
("элиа становится школьником"), на стене последние картины, нарисованные в детском саду :"разноцветные дроны" холст, акрил:)
один трамвай не пришёл по расписанию, затем второй выпал, опаздываем! садимся по машинам и еле успеваем к торжественному началу. мысленно посылаю проклятия немецким городским сообщениям и next generation, заодно, - это тем молодым активистам, которые приклеивают себя к автобанам(лучше б мошонки прибивали, да они, вряд ли знакомы с современным искусством) , не давая проехать машинам. а ещё они приклеивались к взлетным полосам в первый день каникул, когда взмыленные родители с багажом и детьми пытались улететь в отпуск, но вместо этого часами сидели в аэропортах, потому что активисты против автомобилей и против самолетов.
теперь о приятном.
перед школой толпились первоклассники с родственниками, с ранцами и с огромными разноцветными кульками - шультюте.
мы когда-то шли в школу с гладиолусами и с военными астрами для учительницы, не знаю, сохранился ли ещё этот обычай. здесь, по-другому: учительнице дарят улыбки , а первоклашки получают - кульки со сладостями, ростом с себя.
сегодня с букетом в школе была я одна, как маргарита в толпе :подарила, естесственно, любимому внуку. и большую коробку "лего" .
он пошёл в класс "коала":одиннадцать первоклассников, и одиннадцать второклассников в одном классе. каждый первоклассник познакомился со своим "шефом", с соседом по парте и помощником, заранее - чтобы не чувствовал себя одиноким .
"старшеклассники" пришли в школу ещё вчера и подготовили концерт-поздравление: спели две песни хором,на два голоса каноном! ,неожиданно большой струнный оркестр из тридцати, наверное, школьников, вполне прилично сыграл две пьески. бывшие детсадовцы сидели на сцене - весь концерт был для них и ради них.
потом вышла учительница, вызвала каждого по имени(не по фамилии!), и забрала их в класс на один урок.
родители провели этот час в комнате для продленки - для нас поставили соки-воду-печенье - загрызть стресс - верный, испытанный способ.
а потом мы все пошли домой праздновать и дарить подарки. по радио "этнологша" бубнила, что все эти подарки и праздник не нужны, что они навязаны нам извне(откуда извне, прослушала). когда наша дочка пошла тут в первый класс, мы, конечно, ничего не знали о местных обычаях, и она одна стояла в школьном дворе без кулька со сладостями. а у меня сердце разрывалось от этого зрелища. и, да, мы не праздновали - как-то не до того было. а теперь её подружка, узнав об этом печальном событии, пошила для нее маленький кулечек со сладостями и роскошный кулёк для её сына.
что бы там ни говорила "этнологша", мне кажется, что такие ритуалы, которых я была лишена, очень нужны : человек должен чувствовать свою важность и нужность - это для него пекут торт! ради него собираются гости, и для него собирают цветы в букет! только для него! он нам нужен!
торт испекла сестра зятя
хотелось бы думать,что такие воспоминания имеют значение.
хотя...
одна приятельница сказала мне : "каждый год в этот день я дарила мужу "шультюте" с подарками. сегодня, в первый раз, нет". и заплакала.
детей у них нет, муж - школьный учитель. бывший муж.
пару месяцев назад он внезапно собрал вещи и съехал из дома. и никакие сладкие воспоминания не остановили