Оригинал взят у
d_m_vestnik в
Молчанов, Петров и Ефимов о Будберге Будберг отличается исключительной способностью замечать все отрицательное и темное. И не только замечать, но и собирать все слухи и сплетни и выдавать их за факты. Поэтому его воспоминания являются порою ушатами грязи на разных начальников, которые ему не нравились, и на Русскую армию, в которой его “критический” талант видел только ряд промахов, злоупотреблений, недочетов…. При чтении так и сквозит: “Все дураки, негодяи, жулики, - один я умный, знающий, дельный и честный”. Из письма полковника А.Г.Ефимова - Б.Б.Филимонову (
С Ижевцами и Воткинцами на Восточном фронте).
Фото: Автомобиль генерала А.П.Будберга.
Из книги В.М.Молчанов. ПОСЛЕДНИЙ БЕЛЫЙ ГЕНЕРАЛ:
Генерал Молчанов: Офицеры нужны были на фронте! Особенно те остатки кадровых офицеров и высшие чины, все эти генералы. Почему они не пришли командовать нами, а почему они нас критиковали вовсю? И здесь у меня были даже разговоры с такими, как генерал
Будберг и генерал Манакин: они у меня сидят в доме на фарме и критикуют всех нас, всех “выскочек” (как они говорили) во время Колчака. А я возмутился и говорю:
-Вы, Ваше Превосходительство, как Вы можете говорить в присутствии моем?!
-Мы про Вас не говорим, это про других мы говорим.
-Вы и про других не имеете права говорить, потому что Вы не пошли, - я говорю. - Вы, барон Будберг, занимали пост военного министра - Вы укрылись! А почему Вы не пошли командовать корпусом, почему Вы не пошли командовать дивизией? Наладить это дело? Простите, потому что Вы не были подходящи для этого. Потому что Вы знали: дивизия, по-вашему, - это 14 тысяч штыков, а мы дивизией считаем - у нас до 15оо штыков доходило. И выполняли дивизионные задачи.
Сергей Павлович Петров, сын генерала П.П.Петрова: В первые годы эмиграции в Сан-Франциско генерал Молчанов был активным членом Общества русских ветеранов Великой войны, образованного в 1924 г. Однако в 1932 г. он вышел из него из-за возникших разногласий с бароном А.П.Будбергом - Председателем и одним из основателей Общества. Теперь никто в точности не знает, что произошло, - нет уже в живых тех, кто мог бы пролить свет на этот вопрос. Однако можно предположить, что истоки этого конфликта следует искать в событиях Гражданской войны. Более молодым генералам зачастую было нелегко взаимодействовать с Будбергом и другими генералами более старшего возраста. Последние не стеснялись “за спиной” называть более молодых генералов “выскочками”.
Однако, кроме разницы в возрасте, были и другие существенные причины для разногласий между Ставкой и генералами на фронте. Полевые командиры постоянно требовали дополнительного снабжения продовольствием, военными припасами и большего количества новых бойцов. Ставка же по разным причинам все время с этим задерживалась. Вместо того, чтобы улучшить снабжение и транспорт, генерал Будберг всячески ругал фронтовых командиров. Все это создавало внутренний раскол.
Разногласия и взаимные обвинения между фронтом и Ставкой не были забыты и позднее в эмиграции, многие пронесли их через всю свою жизнь. Мой отец, чья книга о Гражданской войне на Волге и в Сибири (Петров П.П. От Волки до Тихого океана в рядах белых.) была названа британским историком Э.Модсли “наиболее точным и взвешенным описанием, составленным участником боевых действий”, не придавал большого значения суждениям генерала Будберга. Отец считал, что его резкая критика боевых операций представляла собой не взвешенный анализ событий, а неуместный сарказм. Однако это мнение он не высказывал публично, в то время как генерал Молчанов, который был куда более прямолинейным офицером, чем мой отец, не смог сдержаться. В магнитофонной записи интервью 1970 года Молчанов цитирует свои резкие слова, сказанные Будбергу за много лет до этого: “… Вы укрылись! А почему Вы не пошли командовать корпусом, почему Вы не пошли командовать дивизией? Наладить это дело? “ Это ли не брошенное в лицо обвинение? Очевидно, Молчанов в какой-то момент не сдержался и высказал Будбергу все то, что долго переполняло его, - иначе он едва ли упомянул бы об этом через много лет в своем интервью для Университета Беркли.
Публикация “
Дневника” барона Будберга в Советской России в 1929 году тоже едва ли сыграли положительную роль - из-за своей негативной направленности “Дневник”, очевидно, был использован большевиками в их пропаганде против белых. В нем Будберг подверг резкой критике адмирала Колчака, военное руководство которого, по мнению Будберга, было неумелым. При этом он не принимал во внимание негласное джентельменское обязательство, которое существовало среди генералов Белой армии, - не бросать тень на светлую память об Адмирале. Как и Николай II и его семья, Колчак погиб смертью героя от рук большевистских палачей, и для большинства тех, кто служил в его армии, он оставался - независимо от своих достоинств или недостатков - не только героем, но и символом Белой борьбы против большевистского режима. Чтобы избежать споров относительно военно-политической деятельности Колчака, последний Главнокомандующий Колчаковской армией, генерал М.К.Дитерихс в своем завещании даже распорядился запечатать на 50 лет все имеющиеся у него документы, связанные с адмиралом Колчаком и в целом Гражданской войной в Сибири.
По всей видимости, упомянутая выше стычка между Молчановым и Будбергом по поводу участия в боевых действиях была “последней каплей”, которая окончательно испортила их взаимоотношения. Представляется маловероятным, что после этого генерал Молчанов и генерал Будберг могли долго оставаться членами одной организации. 1 сентября 1932 года генерал Молчанов вышел из Общества русских ветеранов Великой войны и, будучи человеком исключительно принципиальным, он до конца жизни так и не принимал участия в его работе.
Калифорния, июнь 2009г.