Памяти Петра Николаевича Врангеля

Aug 27, 2013 15:59

Оригинал взят у khodakovsky в Памяти Петра Николаевича Врангеля

27 августа исполнилось 135 лет со дня рождения Петра Николаевича Врангеля, а 25 апреля отмечалось 85-летие со дня кончины этого выдающегося гражданского и военного деятеля, стремившегося в условиях гражданской войны восстановить законность на территории бывшей Российской империи.

Барон Пётр Николаевич Врангель родился 15/27 августа 1878 года в городе Новоалександровске Ковенской губернии. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального Штаба Русской императорской армии.



После заключения советским правительством Брестского мира c противником и последующей передачи Германии и Турции огромных территорий России, признания независимости ряда областей бывшей Империи, П. Н. Врангель в августе 1918 года вступает в ряды Добровольческой армии, сражавшейся за Церковь и восстановление попранной законности. Начало Белому движению на юге России было положено в кубанских степях несколькими тысячами офицеров и солдат, которые ставили своей целью освобождение родины от самозваной большевистской власти, позорно окончившей победоносную войну, предав союзников России, её армию и павших воинов ради проведения в жизнь идеи «социального равенства», способствуя массовым грабежам и преступлениям.

Вследствие Новороссийской катастрофы в марте 1920 года и фактического краха Белого движения П. Н. Врангель возглавил Вооружённые силы Юга России, переименованные им впоследствии в Русскую армию, пообещав с честью вывести её из тяжёлого положения. За короткий полугодовой срок он восстановил боеспособность войск, смог противостоять и вести наступление против многократно превосходящих сил Красной армии, провёл ряд важных гражданских реформ, его правительство получило официальное признание со стороны Франции.



Генерал П. Н. Врангель, войсковые атаманы, члены Правительства Юга России и войсковых казачьих правительств. 22 июля 1920 г. Севастополь.
Пётр Николаевич неоднократно посещал Керчь, а во время проведения в августе 1920 года десанта на Кубань Главнокомандующий пребывал более недели в нашем городе, где был развернут его полевой штаб.

Чтобы спасти армию от возможной гибели, Правителем Юга России П. Н. Врангелем были заблаговременно осуществлены все приготовления для эвакуации остатков белых войск и гражданского населения, опасающегося от произвола со стороны большевистского правительства. После прорыва Красной армией сивашских позиций и перекопских укреплений была проведена 13-16 ноября 1920 года крупнейшая морская эвакуация: от причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошли 126 кораблей и судов, унёсших на своих бортах 145 693 человека, не считая судовых экипажей.

Пределы отечества покинули 56 тысяч военнослужащих, которые на тот момент состояли в рядах действующей армии, большую же часть эвакуировавшихся составляли гражданские лица.С 2006 года в Керчи существует посвящённый этому событию поклонный крест, подаренный городу выдающимся российским скульптором приснопамятным Вячеславом Михайловичем Клыковым. Хотя памятник первоначально предназначался Севастополю для размещения на подпорной стене Графской пристани, промыслительно, что он установлен в Керчи, ведь именно от её берегов 16 ноября отчалили последние корабли исхода, унося на своих бортах до 40 тысяч наших соотечественников.



Благодаря усилиям П. Н. Врангеля эвакуация прошла блестяще. Распорядительностью Главнокомандующего все до единого человека последней группы эвакуировавшихся были погружены в Керчи на суда, отправившиеся в Константинополь за основным составом флота.

Последующие события показали, что жизни десятков тысяч людей были спасены П. Н. Врангелем от неминуемой смерти. Уже 17 ноября 1920 года созданный Крымский революционный комитет издал Приказ № 4 об обязательной регистрации иностранно-подданных, офицеров и солдат добровольческой армии, который грозил лишь высылкой из пределов Крыма. В действительности, всем участникам сопротивления была уготована смерть. В Керчи первые документально подтверждённые массовые расстрелы начались уже в ноябре и продолжались с различной интенсивностью в течение многих месяцев. 25 декабря ревком выпустил более широкий Приказ № 167 об обязательной регистрации «...всех бывших офицеров, военных чиновников, полицейских, жандармов, сановников, ...духовенства, собственников фабрик, заводов, усадеб, домовладельцев, стоимость имущества которых по мирному времени исчислялась свыше 25 тыс. руб., ...всех граждан, приехавших в Крым в периоды с 1 февраля 1918 г. до второго прихода Советской власти и от 1 июня 1919 г. до вступления Красной Армии...»

Чрезвычайные тройки особого отдела 13-й армии Юго-Западного фронта единогласно подписывали пачки анкет, приговаривая «врагов трудового народа» к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Красный террор распространился и на отставных генералов и офицеров царской армии, не имевших отношения к Белому движению, правительственных чиновников, священников, врачей военных лазаретов и сестёр милосердия, даже на беженцев и просто людей «непролетарского происхождения». По различным оценкам, всего в Крыму в те месяцы было уничтожено до 50 тысяч человек. Они были погребены в безымянных братских могилах. После массового террора население Крымского полуострова испытало на себе ужасы усугублявшегося действиями власти голода 1921-1923 годов, унёсшего ещё свыше 100 тысяч жизней.

В эмиграции Пётр Николаевич Врангель принял меры к сохранению единства армии, вёл переговоры о распределении русских беженцев по готовым принять их странам и об оказании им помощи.
Когда Россию окутал мрак безбожия, лжи, террора и культурного вырождения, на чужбине была сохранена память о подвиге народного сопротивления большевизму, учреждена заграничная Русская Православная Церковь, открывались храмы, школы, университеты, культурные центры, на идеалах Православной Руси воспитывалось новое поколение русских людей. П. Н. Врангель создал Русский общевоинский союз и направлял его деятельность до 1928 года, когда 12/25 апреля скоропостижно умер в возрасте 49 лет.



В первом ряду сидят генералы П. Н. Врангель, И. И. Чекотовский, В. В. Крейтер, В. Е. Вязьмитинов, Е.И. Мартынов, В.П. Шмит. 7 апреля 1924 г. Сербия.
Это был выдающийся человек, в котором сочетались таланты гражданского правителя, вникавшего лично во все вопросы государственного устройства и ничего не оставлявшего без внимания, с талантами полководца, прекрасного тактика и стратега, обладавшего к тому же беспримерной личной отвагой. Получив блестящее гражданское и военное образование, он все свои силы и таланты отдал служению России, ибо главным во всей его жизни была любовь к родине.



Пётр Николаевич со своей супругой Ольга Михайловна (урождённой Иваненко). Октябрь 1921 г. Константинополь.
По инициативе Керченского союза монархистов имени Екатерины ІІ Великой и при поддержке московского скульптора Андрея Вячеславовича Клыкова в Керчи предполагается установить памятник Правителю Юга России и Главнокомандующему Русской армии генерал-лейтенанту барону Петру Николаевичу Врангелю, личность которого является неотъемлемой частью образа Крымского полуострова в восприятии всего мира.



Генерал П. Н. Врангель. Октябрь 1927 г. Париж.
Памятник планировалось открыть в текущем юбилейном году после получения соответствующих разрешений. С учётом скромного начального бюджета и намеченного привлечения добровольных пожертвований были созданы два эскизных варианта будущего монумента, который предполагалось приблизить по исполнению к существующему поклонному кресту в приморском сквере для создания с ним единой композиции и выполнить в церковном виде, указывающем на то, что П. Н. Врангель, несомненно, был защитником Православной Церкви.



Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий), генерал П. Н. Врангель с женой Ольгой Михайловной, русское духовенство и воинство в Югославии. Апрель 1927 г.
На лицевой стороне предполагается разместить горельеф в виде бюста П. Н. Врангеля, а на обратной - горельеф Георгия Победоносца в классическом иконописном стиле, покровителя воинства. В период Первой Мировой войны П. Н. Врангель стал одним из первых кавалеров офицерского ордена Георгия Победоносца, будучи отмеченным за исключительную конную атаку против неприятельской батареи. Образ святого и георгиевская лента непременно изображалась на валюте Правительства Юга России, в том числе, как символ Москвы, к освобождению которой стремились белые армии.

Появление в Керчи скульптурного изображения святого Георгия целесообразно и потому, что он является небесным покровителем города: древнейший храм Иоанна Предтечи именовался прежде в честь святого Георгия, а в конце XVIII века было его явление в окрестностях города, в селе Катерлез, куда с тех пор ежегодно совершается общегородской крестный ход и где был устроен монастырь во имя великомученика Георгия Победоносца.



Эскиз передаёт лишь общую композицию памятника, размеры и идею и не отражает в полном объёме вид предполагаемой скульптуры.



Второй вариант памятника в неоклассическом стиле, характерном для дореволюционной Керчи.

На облицованном дикарём постаменте предполагается разместить каменную доску с текстом Приказа П. Н. Врангеля об эвакуации:

ПРИКАЗ
Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией.
Севастополь, 29 октября [11 ноября] 1920 года.

Русские люди. Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведёт неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда.

В сознании лежащей на мне ответственности, я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.

По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией её крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.

Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для её эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано всё, что в пределах сил человеческих.

Дальнейшие наши пути полны неизвестности.

Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает.

Да ниспошлёт Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье.

Генерал Врангель.

Кроме приведённого выше довольно внушительного по размерам монумента рассматривался вариант установки бюста в масштабе 1,25:1 работы московского скульптора Марка Борисовича Шуба, изобразившего П. Н. Врангеля в пояс, выступающим из поражённого войной Крымского полуострова.



В художественном решении бюста автору, кажется, удалось передать образ борьбы, подвига, последнего измученного войной, но непокорённого клочка русской земли, из которого поднимается строгий образ Правителя Юга России. Скульптура отражает сильный дух Главнокомандующего. В феврале 2012 года она демонстрировалась в виде небольшого гипсового изваяния на выставке, посвящённой Белому делу, в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына в Москве.

В качестве места установки у городского руководства испрашивалась центральная аллея в приморском сквере, который также именуется жителями сквером русской истории. Рассматривались и многие другие варианты в прибрежной части города, включая клумбу на заповедной территории с южной стороны храма Иоанна Предтечи. Однако на запрос от 15 мая городской архитектор Анна Леонидовна Удовиченко сообщила о невозможности размещения памятника в районе морского вокзала, так как согласно существующему проектному предложению по реконструкции сквера предусматривается размещение некой парусной композиции в его центральной части. Также она признала нецелесообразным установку третьего памятника на указанной территории. Архитектор также отказалась указать другую перспективную территорию в городе и предложила разрабатывать через специализированную архитектурную организацию проекты под каждое из испрашиваемых мест с соответствующей оплатой этих работ.

Отсутствие всякой поддержки со стороны городского руководства сделало нецелесообразным приложение дальнейших усилий, которые в итоге могут оказаться бесплодными. Однако вопрос об установке памятника П. Н. Врангелю в Керчи остаётся открытым, но его решение отложено до наступления более благоприятных условий.

Русская армия, Белое Движение, Гражданская война, Русская эмиграция, Врангель П.Н.

Previous post Next post
Up