Генералы А.А. Власов и С.К.Буняченко. Май 1945 г.
В продолжении поста: Кинохроника. Части 1-й дивизии ВС КОНР в Праге.6-8 мая 1945 г. :
http://jakovkin.livejournal.com/99469.html считаем нужным разместить здесь комментарий историка, к.и.н. К.М. Алекандрова к следющему сообщению от
militarium размещеного в моём блоге и на :
форуме сайта reibert.info:
"Был ли Власов против помощи пражским повстанцам - на этот вопрос отвечает его обращение, подписанное 05.05.1945 в день заключения в Сухомастах соглашения о помощи (фото с выставки "1945. Конец войны в Чехии" в Музее армии на Жижкове в Праге).
Главнокомандующий ВС КОНР, генерал-лейтенант А.А. Власов
Текст обращения:
"Братья чехи и русские!
Умирающая система национал-социалистической Германии в предсмертной агонии пытается удавить освободительное движение чешского народа за свою независимость.
В Праге поднято восстание против душителей свободы и свободолюбивых народов - против национал-социалистической Германии.
Мы, русские солдаты, борющиеся за свободу своей Родины России против дальнейшего порабощения её большевизмом, не можем быть в стороне от борьбы такого же свободолюбивого народа.
Я отдал приказ Вооруженным Силам Комитета Освобождения Народов России выступить на поддержку восставшего чешского народа.
Наступил момент, когда человечество должно избавиться от национал-социалистической Германии.
Призываю всех верных сынов чешского и русского народов к совместной борьбе. Мы в этой борьбе не будем одни, ибо мы поднимаем борьбу за независимость,за справедливость, за свободу.
Национал-социалистическая клика привела к гибели миллионы людей, принесла бесправие и рабство не меньшее, чем принёс нашей Родине России большевизм. Только борьба избавит нас от этих врагов человечества.
Да здравствует свобода!
Да здравствует единение в борьбе против врагов человечества - национал-социалистической Германии и большевизма!
ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ
КОМИТЕТА ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ (В Л А С О В)
5 мая 1945 года"
Таким образом, есть обращение Власова, и в нём есть ссылка на приказ о помощи повстанцам.
Я не слышал о том, чтобы положение Власова в собственной армии было таким бесправным, чтобы от его имени писали обращения и против его воли за него подписывали приказы"
Комментарий К.М. Алекандрова:
Реплика по поводу "приказа" от 5 мая 1945 года.
Эта листовка хорошо известна исследователям, впервые в виде фотокопии она была ещё воспроизведена в чешском издании книги С. А. Ауски.
Это не ПРИКАЗ, а именно пропагандистская листовка, которая распространялась отделением пропаганды штаба 1-й дивизии вместе с портретами Власова и другими подобными материалами. Машинописный текст без подписи (причем даже в фотокопии видно, что это не первый экземпляр) не может никак дать какого-либо представления о поведении и намерениях Власова в период 29 апреля - 4 мая. Такие представления может дать только сопоставление разных мемуарных свидетельств лиц, которые находились в это время в дивизии. Очень важно, что это свидетельства действительно разных лиц и они были сделаны в разное время и в разных странах.
Это следующие участники событий: начальник немецкой группы связи майор Швеннингер, командир 1-го полка подполковник (полковник) Архипов, командир 2-го полка подполковник Артемьев и личный адъютант Власова капитан Антонов. Кроме того, Станислав Ауски тоже внёс свой вклад в изучение этого вопроса.
Дивизия прошла мимо Праги. 4 мая она находилась в Сухомасты, юго-западнее Праги, то есть Прага оставалась слева, по общему маршруту движения дивизии на юг, на соединение с Южной группой генерала Трухина. Вечером 4-го или ночью 5-го мая в Сухомасты состоялось совещание старших офицеров дивизии и Власова. Власов и Архипов высказались против вмешательства в восстание, рассуждая вполне здраво: нужно было идти к Трухину и сдаваться американцам. Во всяком случае, эта сдача произошла бы в американской зоне и спасшихся оказалось бы гораздо больше, чем в реальности. Но Буняченко опасался угроз немецкого коменданта Праги, пугавшего применением оружия против дивизии, и хотел извлечь политический капитал из выступления на стороне чехов. Важную роль сыграл и эмоциональный момент, о котором потом хорошо писал Артемьев. В знак протеста Власов покинул совещание. Его положение осложнялось еще и тем, что днями раньше он сам предоставил Буняченко свободу действий, но не мог предполагать, к каким последствиям это приведёт. Очевидно, что Власов никак не мог написать приказ адресованный "войскам КОНР", разбросанным в разных местах и, более того, частично уже сдавшихся американцам (ВВС КОНР генерал-майора Мальцева). 5-го мая никто не мог ответить Власову, где они находились и в каком состоянии. Только между 22 и 23 часами 4 мая Власов узнал о том, где находится Южная группа генерала Трухина - от него в Сухомасты прибыл связной, генерал-майор Шаповалов.
И вот Шаповалову для Трухина Власов вручил совершенно подлинный приказ, который находится в коллекции Н-18766 МГБ СССР (ЦА ФСБ РФ). В этом приказе Власов ни слова не писал о каком-либо выступлении против Германии, а требовал собрать все силы в кулак, двигаться навстречу 1-й дивизии и применять акты самовооружения при необходимости. Этот приказ Шаповалов и повёз Трухину. Власов своё пассивное поведение изменил лишь 7 мая, отправив Антонова на заседание Чешского Национального Совета. Текст же листовки от 5 мая 1945 года, о которой идет речь, решительно противоречит всем свидетельствам участников событий, не согласуется с приказом, который Шаповалов повёз Трухину, и никак не коррелируется с поведением Власова 5-7 мая. Поэтому, скорее всего, это действительно плод творчества сотрудников отделения пропаганды, действовавших по приказу Буняченко.
Командир 1-й пех. дивизии ВС КОНР, генерал-майор С.К. Буняченко
Здесь не стоит делать никаких поспешных выводов. Просто 4-8 мая Буняченко и Власов смотрели на ситуацию в совершенно разном формате. Всё рушилось. Дивизия же была детищем Буняченко и вряд ли кто-либо, учитывая психологическое состояние и сложную ситуацию, мог бы его сместить с должности, включая Власова. Неужели кто-то может предположить, что Власов также санкционировал расклеивание своих портретов по маршруту следования дивизии? А ведь их расклеивали вместе с указанным приказом, о чём после войны свидетельствовал один из офицеров дивизии. Предполагаю, что Буняченко просто превысил свои полномочия - по вполне понятным причинам - заявляя чехам, что он действует "от имени и по поручению" Власова. Думаю, что Буняченко хотел поступить "как лучше" и дать дивизии лучшие политические козыри. Из-за вмешательства дивизии в восстание история стала интереснее, но никакой выгоды дивизия не получила, застряв на зональной границе перед американской оккупационной зоной в Южной Чехии.
Конечно, определённый свет могли бы пролить показания главных участников событий в ГУКР "СМЕРШ". Но что самое поразительное, в тех материалах и протоколах допросов Власова, Буняченко и др., с которыми я знакомился в ЦА ФСБ, вообще нет ни слова о пражских событиях. Как будто их и не было. Возможно, что такова была установка следствия".
Как власовцы относились к восстанию:
Всё таки власовцы считали восстание антифашистским, и что они сражаются против фашистов. Хотя этот термин и не приемлем был в тех условиях. Приводим выдержку из особого приказа по 1-й дивизии ВС КОНР подписанного генерал-майором С.К. Буняченко и другими высшими чинами дивизии:
"Объявляю благодарность всему личному составу дивизии заа доблестное выполнение солдатского долга в боях на подтупах к Праге и в самой Праге, чем оказана помощь чешскому народу в борьбе против озверелого фашизма в борьбе за свою независимость...". (Александров К.М. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели. М., 2005. С. 353).