- А как вы догадались, что
автор этой работы нормален?
(экскурсовод)
- Ну, она какая-то скучная...
(я)
Березин сегодня в ночи поделился с общественностью
историей про то, как он ходил на выставку творчества душевнобольных. Ну, или говоря политкорректно - "людей с нестандартным, альтернативным сознанием".
Аутсайдеров.
"...Ходил я там с большим интересом, отдав свою кровную денежку, и изучал, помимо картин, книгу отзывов, как известно - самый интересный экспонат на любой выставке.
И, между прочим, нашёл следующее: "Большое вам спасибо! Выставка дала нам новые силы, новый творческий заряд. Учащиеся художественного техникума"....
Только потом я сообразил, что книга отзывов была начата ещё в прошлом году экспозицией "Дети и мир", с тех пор оставаясь прежней - толстой тетрадью в красной папке".
Разбередил прямо душу, поскольку я тоже в свое время посещала подобную выставку, была весьма впечатлена, но ни слова о том не написала. Поста нет - гештальт не закрыт; так закрою же его прямо сейчас.
Благо, состояние подходящее: хроническая бессонница делает мир весьма причудливым.
Дело было в Хельсинки. Кто бывал, знает, что художественных музеев там мало, экспозиции - совсем крошечки, так что со всем культурным богатством наша группа ознакомилась за полдня (и как-то особенно не прониклась, если честно, хотя музей дизайна забавный). А после обеда посольские люди повели нас в Музей современного искусства, где шла выставка Аутсайдер Арт. И мы пропали... Ну, вот клянусь, равнодушным не остался никто, даже те, кто идти не хотел.
Тем, кто не любит а) наивное творчество и б) всё странное/болезненное, под кат лучше не лазать.
Вам не понравится.
(Дубровину, наверное, тоже лучше не читать.
Пусть не знает, как я романтизирую его рабочую рутину)
Тех же, кто залез, предупреждаю, что вас ждет очень странный пост*.
а) Он малоинформативен, и я не гарантирую, что вся инфа, изложенная в нем, верна (финских табличек с диагнозами я, понятно, не понимала, а экскурсовод_со_знанием_русского давала ответы далеко не на все вопросы. "А что это такое, я никак не могу догадаться", - довольно часто отвечала она)
Ну, а все сделанные мной выводы наверняка ошибочны.
б) Часть фотографии в нем достаточно, хм, нестандартна и самобытна: в те времена я фотографировала еще хуже, чем сейчас я их делала на бегу, в технике "тяп-ляп" - чистааа фиксировала момент.
Короче, других нет, есть только эти.
* Впрочем, у меня все такие. Кого я пугаю?
С чего меня, собст-но, проперло.
Мне в принципе нравятся люди со сдвигом, вещи со сдвигом, странные фильмы, странные книги etc.
И главные ощущения от выставки: и оч.интересно, и жутковато, поскольку априори известно, что авторы - не такие психи, как мы с вами, а настоящие, со справками. А потому для людей с живым воображением смотреть на их работы - почти то же самое, что пытаться заглянуть к ним в головы.
Ну, и в себе копаться невольно начинаешь. И что-то та-акое находишь...
(про этот велосипед не поклянусь, что его автор - "из наших". Но пусть будет, кашу маслом не испортишь)
Я и до того видела какие-то альбомы со стихами и рисунками душевнобольных, и они были реально страшные.
Финская выставка в целом пугающей не была: подозреваю, при отборе упор делался на художественность, а не на "посмотрите, какой интересный диагноз".
Ну, т.е. во многих работах болезненность авторов прорывается, но нет такого, чтобы о недуге вот прям вопила и орала каждая деталь.
И я тому рада, поскольку, видимо, не готова узнать, как же ужасен может быть мир глазами сумасшедших. Но очарована тем, какой он для них бывает необычный.
Вот эти двое - вообще мои любимцы, я бы их даже купила (если бы они, конечно, продавались, а у меня имелись деньги на покупку + такой дом, где их можно непринужденно разместить, т.к. красавцы эти совсем не миниатюрны).
Но волшебные же, а?
(Диагноза и жизненной истории их автора знать не хочу, нет - это принципиально)
Еще очень понравились самодельные книги.
В рамах висят отдельные страницы.
Полностью ручная работа: и шрифт, и иллюстрации.
Говорят, таким образом чувак сделал не один толстый том - страницу за страницей.
А вот - с картиночкой (это, кажется, Сервантес, хотя могу и соврать. Не помню уже):
Всё бликует и рябит; не знаю, впечатлитесь ли вы так, как я в свое время.
Но отчего оформители многих книжных серий так вопиюще нормальны?
Чуток шизы бы им не помешал. О.о
Но иногда страшненько все равно становилось.
Вот, напр., рисунки нашего соотечественника А.П.Лобанова.
И ничего особенного, вроде, но я лично сразу насторожилась.
И всюду ружья, ружья, ружья...
Я бы с А.П.Лобановым на охоту не пошла, нет. И просто в лес погулять не пошла бы.
Благодаря тому, что фамилия художника легко прочитывается, я смогла найти о нем (единственном из авторов выставки) инфу в сети. И вы тоже
можете зачесть, чо ж.
А
вот тут - довольно большая галерея его работ. Пугайтесь на здоровье.
Ну, или вот.
Не особо страшная, вроде, а где-то даже милая тряпичная старушка, да?
А заглянешь в темную нишу, где она болтается в ряду других "висельников", и хочется живо сделать ноги.
Что я и сделала так быстро, что даже фото (второе) размазалось.
Автор следующей работы из-за болезни не мог путешествовать, но "побывал" во множестве стран, делая "тематические" коллажи на листах ватмана.
(Сорри за качество снимка, но принцип понятен)
В Москву он тоже хотел
("Белорусская вокзал", "прослект Маркса"...):
Что у него в голове творилось, мне как-то особенно легко представить: как мечтал, как сублимировал...
Так грустно это всё (типа, остальные истории веселые).
Вот это, по-моему, мимими. Хотя если приглядеться к деталям (в которых, как известно, дьявол), тоже страшненько. :)
А вот невыразительная фотография с интересной историей.
Один муж запрещал своей жене рисовать. И когда он умер, женщина наконец смогла делать то, что захочет, и изрисовала весь дом, каждый его сантиметр.
Тут не видно, но на заднем плане за стульчиками на стене - белый экран, на котором без перерыва показывают ролик с домом этим, сплошь покрытым цветочками. Душераздирающе и поучительно так. Мужья, никогда не!.. (ну, и т.д.).
Пыталась найти художницу в сети, отыскала похожую бабушку
Полину Райко с Херсонщины.
Истории сходны, но персонажи, пожалуй, разные: Р. безумной (официально, по крайней мере) не была, и "финская" художница упирала в основном на цветы.
Не помню я сюжетных картин (таких, как у Р.) в ролике.
У этой вот художницы, если верить экскурсоводу, были проблемы, связанные с детьми.
Она сублимировала так: собирала старых кукол и делала из них такое:
В Россию эту выставку, кстати, тоже привозили - в 2005-м, я полезла в сеть - думала, может, инфы какой надыбаю, но обнаружила, что нигде в
анонсах про людей с психическими отклонениями и не указано. Мол, Аутсайдеры - это просто "художники-самоучки", "люди без образования", собранные по стране. Но работы на иллюстрациях - те же, что я в Хельсинки видела. Не поняла, это чтобы потенциальных посетителей не пугать?
Но кому могут быть интересны нормальные финские самородки?!
Ко мне в журнал иногда приходят незнакомые мне узкие специалисты в узких областях и указывают на какие-то ошибки в постах. Я обычно гневаюсь, т.к. в своем журнальчике не веду просветительской работы, просто флужу и травлю байки, и точность деталей в них чаще всего неважна.
Но эта тема мне реально интересна, так что, если кто в ней - поправляйте, просвещайте, буду благодарна.
----------------------------------------
И бонус - пара работ, стоявших на улице перед музеем.
Понятия не имею, тоже это аутсайдерское творчество или уже нормальное современное искусство, но если первое, то, по-моему, у их авторов внутри темные демоны не бушуют.
Позитивные довольно работы (в этот момент психиатры всего мира, возможно, упадут на пол, корчась от хохота и выкрикивая диагнозы, но мне кажется так. :)).
(Сорри, левая рука у дядечки тоже была, но этот снимок единственный, где на первом плане прямо по чайнику не топчусь я, искажая размеры снимка. Без этого сомнительного спецэффекта лучше видно, какие фигуры огромные).
КОНЕЦ.
ЗЫ: Надеюсь, после этого поста вы не сдадите меня в психушку, а если и сдадите, то позаботитесь, чтобы в ней была хорошая изостудия.